№ 10, октябрь 2023

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

О.А. Посредников, документовед

Делопроизводство

Какие кадровые документы должны быть в микроорганизации?

 

В штате только что созданной микроорганизации числится лишь один работник — директор. Какая кадровая документация должна быть на данный момент?

 

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (в ред. от 09.01.2018), микроорганизация — это зарегистрированная в Республике Беларусь коммерческая организация со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно.

 

В соответствии с абз. 4 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (в ред. от 24.08.2022) микроорганизация — это юридическое лицо со средней численностью работников за календарный месяц не более 15 человек.

 

Кадровая документация организации представляет собой совокупность документов организации, устанавливающих и регулирующих трудовые и связанные с ними отношения в организации.

Перечень документов, относящихся к кадровой документации, в нормативных правовых актах не определен, однако к ним можно отнести:

  • организационные (правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, должностные (рабочие) инструкции и др.) и распорядительные (приказы, распоряжения и иные распорядительные документы по личному составу) документы;
  • договорную документацию, устанавливающую и регулирующую различные отношения и соглашения между работником и нанимателем (трудовые договоры (контракты), договоры о материальной ответственности, коллективный договор (соглашение) и др.);
  • личную (персональную) документацию, содержащую сведения о работнике и его трудовой деятельности (личные дела, трудовые книжки и др.);
  • информационно-справочную документацию (различные заявления работников, справки, докладные записки, сведения и т.п.).

Рассматривая указанный в вопросе случай, можно отметить, что в микроорганизации с одним работником — директором к обязательным кадровым документам можно отнести ряд организационных кадровых документов:

  • правила внутреннего трудового распорядка[1];
  • штатное расписание (п. 2 ч. 1 ст. 194 ТК);
  • график работ (сменности) (ч. 3, 4 п. 123, п. 4 ч. 1 ст. 194 ТК);
  • документ по учету рабочего времени (табель использования рабочего времени, годовые табельные карточки и другие аналогичные документы) (ч. 3 ст. 133 ТК).

Помимо этого, в такой организации могут быть разработаны такие организационные кадровые документы, как положение об оплате труда и положение о премировании.

Трудовая книжка руководителя организации ведется в организации, в которой его должность служащего включена в штатное расписание, и подписывается уполномоченным должностным лицом нанимателя (см. https://goo.su/6NSVEUW). Также в рассматриваемой ситуации необходимо будет завести личное дело на руководителя организации. Исходя из этого, в организации также должны быть:

  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • журнал (книга) учета личных дел.

График отпусков также является одним из основных кадровых документов организации (п. 5 ч. 1 ст. 194 ТК), который составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением либо согласованного нанимателем с профсоюзом (ст. 168, п. 5 ч. 1 ст. 194 ТК).

 

В отношении должностной инструкции как одного из основных кадровых документов организации (п. 3 ч. 1 ст. 194 ТК) следует отметить, что на руководителей организаций должностные инструкции, как правило, не разрабатываются. Права и обязанности руководителя организации определяются актами законодательства, учредительным документом, а также трудовым договором[2].


[1] См. ст. 195 Трудового кодекса Республики Беларусь, постановление Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 № 46 «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка» (в ред. от 26.07.2021).

[2] См. ч. 4, 5 п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в ред. от 31.10.2022).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (273), октябрь 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.