№ 3, март 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Подготовка и представление документов для назначения пенсии

Рубрика «Социальная защита»

Л.Ф. Комар заместитель начальника управления по труду и социальной защите Минского райисполкома

Новая страница 1

Подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, и представление к ее назначению осуществляется работодателем по месту последней работы заявителя (кормильца).

Приказом или распоряжением работодателя определяется работник (группа работников), ответственный за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их в районные (городские) управления (отделы) по труду и социальной защите.

Таким представителем, как правило, назначается работник, который по роду своей основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек (например, специалист по кадрам).

Представитель работодателя в своей деятельности руководствуется Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями и дополнениями, другими нормативными правовыми актами по пенсионному обеспечению и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44 (в редакции приказа Министерства социальной защиты от 14 сентября 1998 г. № 81, постановления Министерства социальной защиты от 21 сентября 2000 г. № 15, постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13  июля 2004 г. № 87).

В начале каждого года на всех работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию (в том числе при пониженном возрасте), работодателем на основании их личных карточек и трудовых книжек составляются списки.

Списки составляются в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. В них должны быть указаны: фамилия, имя, отчество работника, день, месяц и год его рождения, должность (профессия) и наименование структурного подразделения, основания назначения пенсии, общий и специальный трудовой стаж.

В отношении работников, включенных в указанные списки, работодатель осуществляет предварительную подготовку документов для назначения им пенсий, включая документы, подтверждающие право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет. При необходимости должны быть приняты меры по истребованию недостающих документов, а в соответствующих случаях — розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.

На основе всех собранных документов работодатель оформляет представление для назначения пенсии.

Работодатель за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией.

Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий.

Работодатель в 10-дневный срок со дня регистрации заявления оформляет все необходимые документы и свое представление, знакомит с ним заявителя (под роспись в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии.

При положительном решении вопроса заявление, представление и все документы передаются в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства заявителя1.

В том случае, если работодателем собраны не все необходимые документы, в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите передаются имеющиеся документы с указанием причины отсутствия недостающих документов. Впоследствии недостающие документы представляются в месячный срок со дня получения уведомления органа социальной защиты о необходимости их представления.

Если работнику отказано в представлении к назначению пенсии, работодатель обязан выдать ему на руки письменное сообщение об этом с указанием причин отказа.

В том случае, если работник не согласен с решением работодателя, он имеет право с заявлением о назначении пенсии обратиться непосредственно в управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства (нахождения работодателя), приложив к заявлению сообщение об отказе. При этом по требованию работника или управления (отдела) по труду и социальной защите работодатель передает документы о стаже и заработке работника и др.

Если работником подано работодателю заявление о назначении пенсии, оно подлежит рассмотрению в установленном порядке, независимо от того, продолжает работник трудиться или уволился после подачи заявления.

Заявление от члена семьи умершего работника по его требованию принимается работодателем независимо от времени, прошедшего после смерти кормильца.

По требованию работника работодатель выдает ему документы, необходимые для перерасчета пенсии, возобновления ее выплаты, перевода с одного вида пенсии на другой.

Представление и оформление документов к назначению пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии детям — круглым сиротам, детям умершей одинокой матери, которые проживают в интернатных учреждениях, при отсутствии опекуна, осуществляется администрацией этих учреждений. В таком же порядке осуществляется представление и оформление документов на пенсию лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Представление и оформление документов к назначению пенсии лиц, находящихся в местах лишения свободы, а в случаях, предусмотренных исправительно-трудовым законодательством, — в следственных изоляторах, осуществляется администрацией исправительного учреждения.

Управления (отделы) по труду и социальной защите обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также при необходимости оказывать содействие заявителю в получении необходимых документов.

Управления (отделы) по труду и социальной защите имеют право требовать соответствующие документы от работодателей, а также проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи, запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения об обоснованности выдачи документов о занятости на работах с особыми условиями труда.

В случае обнаружения в представленных документах недостоверных сведений работодателем должны быть представлены новые документы.

Требования органов социальной защиты о выдаче соответствующих документов и заключений являются обязательными для исполнения.

Согласно ст. 76 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» работодатели обязаны своевременно оформлять документы о стаже, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в органы социальной защиты.

Работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с представлением работодателем документов, содержащих недостоверные сведения, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей— юридических лиц и в судебном порядке с работодателей — физических лиц.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (50), март 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.