№ 5, май 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде

Рубрика «Специалисты разъясняют. Прямая телефонная линия»

И.Ф. Шиляева, заместитель директора департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Работник, с которым заключен контракт, хочет уволиться. По соглашению сторон не получается, т.к. наниматель не согласен. Возможно ли прекращение контракта, если нанимателем нарушаются сроки выплаты заработной платы?

В случае заключения контракта на нанимателя возлагается обязанность производить выплату заработной платы в дни, установленные в контракте. Нарушение сроков выплаты заработной платы — это нарушение условий контракта. Для установления факта нарушения условий контракта работнику необходимо обратиться в специальный уполномоченный государственный орган надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, профсоюз или суд.

В соответствии с п. 1 Положения о департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2001 г. № 22, с последующими изменениями и дополнениями департамент государственной инспекции труда является государственным органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Если факт нарушения нанимателем законодательства о труде установлен и подтвержден соответствующим документом (решение суда, предписание или представление на устранение выявленных нарушений законодательства о труде), то работник имеет право обратиться к нанимателю с письменным заявлением о расторжении контракта в связи с нарушением нанимателем условий контракта по ст. 41 ТК. В этом случае наниматель обязан расторгнуть контракт по требованию работника в срок, указанный в заявлении работника, и выплатить ему минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника в размере трех среднемесячных заработных плат.

Можно ли продлить контракт, заключенный с пенсионером, по его заявлению на два месяца?

Порядок продления контракта с работниками регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (в редакции Указа от 23 августа 2005 г. № 392).

Указанный нормативный правовой акт устанавливает, что продление контракта в пределах максимального срока его действия осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года. На меньший срок контракт продлевается с письменного согласия работника. Поскольку работник изъявил желание продлить контракт на два месяца, то наниматель имеет право удовлетворить его просьбу.

В садоводческом товариществе по совместительству с оплатой труда пропорционально отработанному времени работают энергетик и электрик. На основной работе они работают сутками. Могут ли работники работать больше положенного времени?

Продолжительность работы по совместительству в течение рабочей недели не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, уста­­новленной ст. 111–114 ТК (ст. 345 ТК). Если возникает ситуация, когда по основному месту работы у сотрудника нерабочий день, то возможна 8-­часовая продолжительность рабочей смены по совместительству. При заключении трудового договора о работе по совместительству наниматель по соглашению с работником должен решить вопрос о продолжительности рабочего дня. На практике широко распространен суммированный учет рабочего времени совместителей, что не является нарушением законодательст­ва о труде.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (64), май 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.