№ 4, апрель 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Административная ответственность нанимателя за нарушение законодательства о труде усилена

Рубрика «Трудовое законодательство»

А.А. Кеник, заместитель декана юридического факультета ЧУО «БИП—Институт правоведения», кандидат юридических наук

Нарушение законодательства о труде влечет применение к виновным лицам мер ответственности. Согласно ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Как видно из приведенной нормы ТК, законодательство выделяет два вида субъектов, несущих ответственность за нарушение трудового законодательства: юридические и физические лица.

Наиболее распространенным видом ответственности нанимателя за нарушение трудового законодательства является административная ответственность. Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП.

Административную ответственность следует отличать от дисциплинарной ответственности, которая применяется к работнику за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей органом или должностным лицом, которому виновное лицо подчинено по службе.

В отдельных случаях правонарушение может содержать одновременно признаки как дисциплинарного, так и административного проступка и влечет соответственно два вида ответственности. Например, нарушение должностным лицом правил по охране труда и законодательства о труде может вызвать применение к нему мер со стороны администрации предприятия (дисциплинарная ответственность) и наложение денежного штрафа государственным инспектором по охране труда (административная ответственность).

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы административной ответственности, является КоАП. В КоАП изложены общие положения и основы законодательства об административных правонарушениях, сформулированы составы конкретных административных правонарушений, за которые установлена административная ответственность, санкции за совершенное административное правонарушение.

В то же время административная ответственность за нарушение законодательства о труде устанавливается и другими нормативными правовыми актами. Так, п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями установлена административная ответственность должностных лиц нанимателя за незаконное привлечение работника к ответственности. Такое нарушение влечет наложение на должностных лиц штрафа в размере до 100 базовых величин. Протоколы по таким делам об административных правонарушениях составляются уполномоченными на то должностными лицами органов департамента государственной инспекции труда. Рассмотрение дел об этих административных правонарушениях осуществляется судом.

Основания и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о труде предусмотрены также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1993 г. № 664 «Вопросы департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты» с последующими изменениями и дополнениями.

Обратим внимание, что Указ Президента Республики Беларусь от 26 сентября 2006 г. № 583 «Об установлении ответственности за нарушение законодательства о занятости населения» утратил силу в связи со вступлением в силу КоАП от 21 апреля 2003 г.

До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с КоАП и ПИКоАП акты законодательства Республики Беларусь, за исключением указанных в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г., применяются в той части, в которой они им не противоречат, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

С 1 марта 2007 г. не подлежат применению нормы об административных и экономических правонарушениях, содержащиеся в законах Республики Беларусь (кроме КоАП и ПИКоАП), указах Президиума Верховного Совета Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, решениях органов местного управления и самоуправления, если иное не определено ст. 1.5 КоАП.

Статья 6.2. КоАП устанавливает следующие виды административных взысканий:

■ предупреждение;

■ штраф;

■ исправительные работы;

■ административный арест;

■ лишение специального права;

■ лишение права заниматься определенной деятельностью;

■ конфискация;

■ депортация;

■ взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

В отношении юридических лиц применяются административные взыскания в виде штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью; конфискации; взыскания стоимости предмета административного правонарушения.

За нарушение законодательства о труде в большинстве случаев нормы КоАП и других актов предусматривают применение штрафа.

Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо — менее десяти базовых величин.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо — тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах. Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин (ст. 6.5 КоАП).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (75), апрель 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.