№ 2, февраль 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

С чего начинается ЧУП

Рубрика «Трудовое законодательство»

А.В. Демко, экономист

В настоящее время многие индивидуальные предприниматели перерегистрировались или приняли решение о перерегистрации в частные унитарные предприятия.

Срок перехода индивидуальных пред­принимателей к деятельности в форме частного унитарного предприятия продлен Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 685 «О дополнительных условиях осуществления предпринимательской деятельности». Для государственной регистрации унитарного предприятия индивидуальный предприниматель должен обратиться в регистрирующий орган не позднее 1 марта 2008 г. (подп. 1.1 п. 1 данного Указа).

Одним из важных составляющих деятельности вновь зарегистрированного предприятия является организация кадрового учета.

Прежде всего требуется назначение директора и получение удостоверения руководителя организации. Для этого учредителем принимается решение о назначении. Директором частного унитарного предприятия может быть как сам учредитель, так и иное физическое лицо.

После регистрации предприятия и назначения его руководителя формируется штат и составляется штатное расписание. Порядок разработки штатного расписания в коммерческих организациях определен приложением 3 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 54 «О рекомендациях по организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» с последующими измене­ниями и дополнениями.

Штатное расписание — это локальный нормативный акт (организационный документ), который содержит сгруппированный в определенном порядке перечень структурных подразделений организации, должностей служащих и профессий рабочих с указанием количества единиц по каждому их наименованию, тарифных разрядов (коэффициентов, кратных размеров тарифной ставки первого разряда) по ЕТС, классов, категорий, размеров должностных окладов (тарифных ставок), надбавок, доплат.

Форма штатного расписания регламентируется Государственным стандартом Республики Беларусь (СТБ) 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», в соответствии с которым к штатному расписанию предъявляются требования к составлению, содержанию, оформлению и расположению основных его реквизитов. В связи с тем, что штатное расписание является локальным нормативным актом, в его форму могут вноситься необходимые для конкретной коммерческой организации изменения и дополнения, учитывающие сложившиеся особенности организации производства, труда, управления и пр.

Примерную форму штатного расписания коммерческой организации см. в приложении.

При разработке штатного расписания следует учитывать, что создание того или иного подразделения зависит от различных факторов: поставленных целей, характера решаемых задач, их сложности, уровней руководства и т.п. и от списочной численности работников.

Целесообразность и обоснованность создания того или иного структурного подразделения, введение в штат той или иной должности руководителя подразделения должны увязываться с нормативами его численности (нормами управляемости), в соответствии с которыми:

  • управление, служба могут создаваться при численности работников в их штате не менее семи человек (включая должность руководителя);
  • отдел может создаваться при численности работников в его штате не менее четырех человек (включая должность руководителя);
  • сектор (бюро, группа) может создаваться при численности работников в его штате не менее трех человек (включая должность руководителя).

При необходимости в составе структурных подразделений с учетом вышеназванных норм управляемости могут создаваться:

  • в управлении (службе) — отделы, секторы (бюро, группы);
  • в отделе — секторы (бюро, группы).

Количество заместителей руководителя организации устанавливается в зависимости от количества осуществляемых видов и направлений деятельности структурных подразделений, списочной численности работников и выполняемых функций.

Должность менеджера вводится при осуществлении управленческих функций по одному из видов деятельности и руководству подчиненными работниками (не менее двух).

Должность начальника производства может вводиться при наличии в структуре соответствующего производства нескольких производственных подразделений (цехов, участков), объединенных законченным циклом выпуска продукции.

Нормы управляемости при создании производственных структурных подразделений (цех, участок) устанавливаются нанимателем.

Должность заместителя начальника структурного подразделения вводится при численности работников в его штате из расчета не менее пяти человек, подчиненных одному заместителю.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (85), февраль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.