№ 7, июль 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей автомобилей

Рубрика «Охрана труда»

С.Н. Голян, главный специалист Центра охраны труда Государственного учреждения образования «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», кандидат медицинских наук

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» существенно расширил цели аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация).

Начиная с 1 января 1992 г. аттестацияпроводилась в соответствии со Списками № 1 и № 2[1] с целью подтверждения особых условий труда, установления доплат к тарифным ставкам и должно­стным окладам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и разработки мероприятий по улучшению условий труда.

Согласно ст. 113 и 157 Трудового кодекса Республики Беларусь аттестация проводится также для подтверждения права работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени.

В целях подтверждения права работников на сокращенную продолжительность рабочего времени и (или) дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда все наниматели должны провести аттестацию рабочих мест до 31 декабря 2008 г. (ст. 2 Закона).

При проведении в 2008 г. аттестации рабочих мест по условиям труда допускается использование протоколов инструментальных замеров факторов производственной среды, выполненных при проведении аттестации в 2004-2007 гг., а также при необходимости протоколов замеров факторов производственной среды, выполненных в указанный период при проведении гигиенической оценки условий труда и оформленных в соответствии с законодательст­вом. При этом результаты аттестации 2008 г., оформленные с использованием указанных протоколов, действительны в течение 5 лет со дня утверждения результатов предыдущей аттестации.

Если по результатам аттестации, проведенной в 2008 г., не подтверждены условия труда (за исключением случаев изменения условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, изменением технологического процесса и средств коллективной защиты), дававшие ранее работнику право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, или произошло уменьшение этих компенсаций, то они предоставляются на прежних условиях до истечения срока действия результатов предыдущей аттестации (п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда») (далее - постановление № 253).

Например, аттестация была завершена в декабре 2007 г., следовательно, доплаты и досрочные пенсии за работу с особыми условиями труда сохраняются до декабря 2012 г. (если не улучшаются условия труда).

Учитывая, что в соответствии с п. 2 постановления № 253 разрешается использовать инструментальные замеры факторов производственной среды, выполненных при проведении аттестации в 2004-2007 гг., то на рабочих местах профессий и должностей, имеющих право на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени, необходимо, имея результаты замеров, согласно Инструкции[2] произвести оценку условий труда в соответствии с классами (степенями) вредности.

В зависимости от класса (степени) вредности и опасности условий труда будет установлена соответствующая продолжительность рабочего времени и дополнительного отпуска.

Однако следует иметь в виду, что имеется ряд профессий и должностей, работники которых пользуются правом только на дополнительный отпуск либо сокращенную продолжительность рабочего времени. В данном случае ситуация несколько усложняется, т.к. на предмет установления права на эти два вида компенсаций необходимо провести аттестацию всем нанимателям до 31 декабря 2008 г.

Пожалуй, самой распространенной профессией, которая встречается практически в каждой организации, является водитель автомобиля - код профессии 11442. Водители автомобиля в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск[3], имели право на дополнительный отпуск при грузоподъемности автомобиля от 1,5 до 3 тонн - 7 календарных дней, свыше 3 тонн - 14 календарных дней.

Рассмотрим, каким образом организовывается проведение аттестации рабочих мест  водителей автомобилей, по каким основным факторам производственной среды, а также тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется общая оценка условий труда.

Прежде чем приступить к проведению замеров факторов производственной среды и оценки тяжести и напряженности трудового процесса, аттестационной комиссии необходимо определить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

После определения перечня необходимо решить вопрос, какие рабочие места водителей автомобилей считать аналогичными рабочими местами (однотипными).

Однотипные рабочие места характеризуются следующими признаками:

профессия одного наименования (в данном случае водитель автомобиля);

выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей в одинаковом режиме работы;

использование одинакового оборудования (транспортных средств), приспособлений и др. В этом случае обследованию подлежит не менее 20 % таких рабочих мест. После чего полученные результаты усредняются и распространяются на все остальные рабочие места. Для того чтобы определить аналогичные (однотипные) рабочие места для водителей автомобиля, необходимо сгруппировать автомобили аналогичных марок (например, МАЗ, КРАЗ и др.) по грузоподъемности, а также по маркам двигателей, провести инструментальные замеры и оценку тяжести и напряженности технологического процесса. Полученные усредненные величины распространить на оставшийся парк автомобилей.

Рассмотрим, какие производственные факторы тяжести и напряженности трудового процесса (например, шум в кабине транспорта, транспортно­технологическая вибрация, дискомфортный микроклимат) могут присутствовать на рабочих местах водителей автомобилей.

 

Оценка тяжести и напряженности трудового процесса водителя автомобиля

При оценке тяжести и напряженности трудового процесса водителя автомобиля следует руководствоваться:

СанПин 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 27 января 1994 г.;

Инструкцией 2.2.7.11-11-200-2003 «Гигиеническая оценка характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда», утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 12 декабря 2003 г. № 165;

Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35.

 

Оценка тяжести трудового процесса водителя автомобиля

Рабочая поза

Периодическое, до 50 % времени смены, нахождение в неудобной и (или) фиксированной позе - класс 3,1.

Периодическое, более 50 % времени смены, нахождение в неудобной и (или) фиксированной позе - класс 3,2.

 

Оценка напряженности трудового процесса водителя автомобиля

1. Интеллектуальные нагрузки

1.1. Восприятие сигналов (информации) и их оценка.

Восприятие сигналов обусловлено необходимостью получения информации сенсорными системами организма и реагирования на нее в различных по сложности условиях, что характерно для автоматизированного труда, связанного с управлением механизмами.

У водителей транспорта около 200 сигналов в час - класс 3.1.

1.2. Характер выполняемой работы.

Работа в условиях дефицита времени. Наибольшая напряженность характерна для труда водителей - класс 3.2.

2. Сенсорные нагрузки

2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения 51-75 % времени в смену - класс 3.1.

Более 75 % - класс 3.2.

3. Эмоциональные нагрузки

Степень ответственности за результат собственной деятельности - класс 3.2.

Степень риска для собственной жизни - класс 3.2.

Степень ответственности за безопасность других лиц - класс 3.2.

 

Приводим образцы заполнения карты фотографии рабочего времени водителя автомобиля (приложение 1) и карты аттестации рабочего места по условиям труда (приложение 2) на конкретном рабочем месте.

 

Приложение 1

Цех (участок) транспортный                                                                                    Дата наблюдения 20.04.2008

 

Карта

фотографии рабочего времени

№ 5

 

Фамилия, имя, отчество     Гришкин Иван Иванович                                                                                                

_______________________________________________________________________________________________

Специальность ________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Профессия    11442 Водитель автомобиля (ГАЗ 3309)                                                                                            

(код, наименование)

№ п/п

 

Что наблюдалось

 

Текущее время,

ч, мин

Продолжитель­­
ность, мин

 

Наименование вредного фактора

 

1

 

Получение задания, проверка технического состояния автомобиля, оформление путевых документов

 

8.30-9.00

 

30

 

 

2

 

Выезд и управление автомобилем при доставке груза

 

9.00-10.15

 

75

 

Вибрация, шум

 

3

 

Возвращение на производство под загрузку автомобиля продукцией

 

10.15-11.30

 

75

 

Вибрация, шум

 

4

 

Личные надобности

 

11.30-11.45

 

15

 

 

5

 

Загрузка автомобиля продукцией

 

11.45-12.15

 

30

 

 

6

 

Выезд и управление автомобилем при доставке груза

 

12.15-13.10

 

55

 

Вибрация, шум

 

 

Обеденный перерыв

 

13.10-13.40

 

30

 

 

7

 

Получение сырья и транспортировка его на производство

 

13.40-15.35

 

115

 

Вибрация, шум

 

8

 

Личные надобности

 

15.35-15.50

 

15

 

 

9

 

Возвращение в гараж

 

15.50-16.50

 

60

 

Вибрация, шум

 

10

 

Сдача путевых документов

 

16.50-17.00

 

10

 

 

 

Итого:

1. Подготовительно­заключительное время, Тп.з    30 мин, 6,3 % рабочего времени                                                                

2. Время обслуживания рабочего места, Торг   10 мин, 2,1 %                                                                                                           

3. Оперативное время, Топ

     управление автомобилем    380 мин, 79,0 %                                                                                                                                 

     другие функциональные обязанности    30 мин, 6,3 %                                                                                                             

4. Время перерывов в работе, Тпер:

     регламентированные перерывы   30 мин, 6,3 %                                                                                                                        

     нерегламентированные перерывы                                                                                                                                                   

 

Подпись исполнителя             Иванов             

Подпись руководителя структурного подразделения             Петров           

 

Приложение 2

Карта

аттестации рабочего места по условиям труда

 

Пункт 1. Общие сведения о рабочем месте

1.1. Организация   ООО «Эксикон»                                                                                                                               

1.2. Цех (отдел)                                                                                                                                                                  

1.3. Участок (бюро, сектор)   транспортный                                                                                                             

1.4. Код и наименование профессии (должности) по ОКПД   11442, водитель автомобиля ГАЗ 3309       

1.5. Число рабочих смен. Продолжительность смены   2; 8 часов                                                                         

1.6. Количество аналогичных рабочих мест   1                                                                                                         

1.7. Численность работающих на рабочем месте (на одном рабочем месте/на всех аналогичных рабочих местах   1/1                                                                                                                                                      

1.8. Из них женщин                                                                                                                                                          

1.9. Выпуск ЕТКС, ЕКСД   ЕТКС, выпуск 01                                                                                                                 

1.10. Характеристика выполняемой работы по ЕТКС, ЕКСД рабочей (должностной) инструкции. Наименование технологического процесса (вида работ). Наименование операции   Загрузка автомобиля продукцией; транспортировка сырья на производство; доставка продукции по месту назначения согласно путевого листа                                                                                                                                                                 

1.11. Обслуживаемое оборудование: наименование, количество единиц (указать) грузовой автомобиль ГАЗ 3309 грузоподъемностью 4,5 т                                                                                                                               

1.12. Применяемые инструменты и приспособления (технологическая оснастка) (указать)                         

                                                                                                                                                                                               

1.13. Используемые сырье, материалы (указать)                                                                                                      

Пункт 2. Результаты оценки факторов производственной среды

Факторы и показатели производ­ственной среды

 

Номер и дата утвер­ждения протокола измерений и (или) исследований

 

Гигиениче­ские нормативы (ПДК, ПДУ)

 

Фактиче­ские величины

 

Класс (степень) условий труда

 

Время воздей­ствия

фактора

Класс (степень)

условий труда с учетом времени воздействия

фактора

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

2.1. Химический фактор, мг/м3

 

 

 

 

 

 

 

Углерод оксид, 4 кл.

 

16.10.06

 

20,0

 

3,4

 

2

 

79,0

 

2

 

 

 

Итоговая оценка фактора

 

 

 

2.2. Биологический фактор:

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1. вредные ве­щества биологоческой природы, кл/м3

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2. группа патогенности микроорганизмов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая оценка фактора:

 

 

 

2.3. Пыли, аэрозоли, мг/м3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая оценка фактора

 

 

 

2.4. Шум, дБА, дБ

 

16.10.06

 

70

 

74

 

3,1

 

79,0

 

3,1

 

2.5. Инфразвук

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Ультразвук

 

 

 

 

 

 

 

2.7. Вибрация общая, дБ

 

 

 

 

 

 

 

2.8. Вибрация локальная, дБ

 

 

 

 

 

 

 

2.9. Электромагнитные поля и не­ионизирующие излучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая оценка фактора

 

 

 

2.10. Ионизирующее излучение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая оценка фактора

 

 

 

2.11. Микроклимат:

 

 

 

 

 

 

 

2.11.1. температура воздуха, °С

 

16.10.06

 

18-27

 

14,8

 

3,2

 

79,0

 

3,2

 

2.11.2. относительная влажность, %

 

16.10.06

 

15-75

 

66,3

 

1

 

79,0

 

1

 

2.11.3. скорость движения воздуха, м/с

 

 

 

 

 

 

 

2.11.4. тепловое излучение, Вт/м2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.11.5. работа на открытом воздухе, в неотапливаемом помещении, в холодильных камерах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая оценка фактора

 

 

 

2.12. Освещенность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая оценка фактора

 

 

 

2.13.  Аэроионизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая оценка фактора

 

 

 

 

 

Оценку проводил     инженер по охране труда  Иванов                                                                     И.И.Иванов   

                                               (должность, подпись)                                                                                           (И.О.Фамилия)

   20.04.2008  

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 7 (90), июль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.