№ 6, июнь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Рубрика «Специалисты разъясняют. Прямая телефонная линия»

С.Н. Голян, главный специалист Центра охраны труда ГУО «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», кандидат медицинских наук

Включена ли в Список № 1 и Список № 2 профессия «Машинист дорожной фрезы»? Относится ли данная работа к работе с вредными условиями труда?

Профессия «Машинист дорожной фрезы» (код - 13703) не предусмотрена списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1 и Список № 2), утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536, с последующими изменениями и дополнениями.

Для решения вопроса о том, относится ли данная профессия к работам с вредными условиями труда, необходимо провести аттестацию рабочего места по условиям труда (далее - аттестация) на рабочем месте машиниста дорожной фрезы.

На предприятии была проведена аттестация, приказом утвердили результаты аттестации, согласно которым произошли некоторые изменения в условиях труда. Нужно ли за месяц предупреждать работников об уменьшении количества дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда по итогам проведенной аттестации?

Аттестация считается завершенной со дня издания приказа нанимателя об утверждении ее результатов.

Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (карта, приказ) под роспись.

В связи с этим возникает необходимость приведения отдельных условий трудовых договоров (контрактов) с работниками в соответствие с изменениями законодательства о труде и их документальным оформлением.

Изменения, произошедшие в трудовом законодательстве, не могут вводиться по правилам ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь как изменение существенных условий труда. С принятием Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» изменилось законодательство о труде, которое наниматель обязан соблюдать независимо от своего желания и согласия работника.

Таким образом, в целях реализации норм вышеназванного Закона нанимателям не следует проводить работу по предупреждению работников об изменении существенных условий труда применительно к ч. 3 и 4 ст. 32 ТК.

Как правильно внести в трудовые книжки работников запись о результатах проведенной аттестации? Что и как необходимо сделать?

В трудовые книжки работников записи о результатах аттестации не вносятся. В предыдущей редакции п. 14 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, было предусмотрено, что в трудовые книжки работников, профессии и должности которых включены в перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков, вносятся сведения об аттестации в порядке, установленном законодательством. Однако постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2009 г. № 25 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253» вышеуказанный пункт исключен.

Аттестовано рабочее место водителя автомобиля. Были сделаны две карты аттестации рабочего места - с условием работы до 50 % рабочего времени в качестве водителя с управлением транспортным средством и свыше 50 % (это вызвано тем, что ежедневный километраж пробега автомобиля может значительно колебаться от 20 км в один день и, предположим, до 320 км в другой день). Оплата за вредные условия труда в данном случае производится, когда работник управлял автомобилем более 80 % рабочего времени (смены)?

Если километраж пробега автомобиля каждый день разный (от 20 до 320 км), то согласно путевым листам необходимо определить средний километраж, допустим, за неделю, месяц, год (конечно, чем больше период, за который оп ределяется средний километраж, тем более объективными будут результаты) и рассчитать процент времени управления автомобилем в течение рабочего дня. В карте фотографии рабочего времени должно быть отражено время управления автомобилем (оперативное время). По­этому составляется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда (далее - карта).

Для подтверждения занятости работников с вредными и (или) опасными условиями необходимо, чтобы время выполнения работ с этими условиями в соответствии с их тарифно­квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в Едином тарифно­квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей служащих (ЕК СД), составляло не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. При этом в 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, включается подготовительно­заключительное время, оперативное время (основное и вспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени, а также время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время.

Учет фактической занятости работников с вредными и (или) опасными условия­ми труда, подтвержденными результатами аттестации, ведется нанимателем.

Исходя из изложенного, оперативное время (управление автомобилем) не может составлять 80 % и более. Просто класс (степень) напряженности трудового процесса зависит напрямую от этого времени.

Доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются по результатам аттестации в зависимости от класса (степени) вредности, и управление автомобилем не обязательно должно занимать более 80 % времени.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (101), июнь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.