№ 6, июнь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

На вопросы отвечает А.П. Плют,
юрист

При приеме на работу с работником был заключен контракт на 3 года. В связи с истечением срока контракта стороны желают продолжить трудовые отношения путем перезаключения контракта на 5 лет. Правомерно ли такое решение?

Подобные случаи на практике встречаются достаточно часто. В отличие от ранее действовавшего законодательства в настоящее время не предусмотрена такая правовая процедура изменения контракта, как его перезаключение.

Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» с последующими изменением и дополнениями (далее - Указ № 180) определена правовая процедура заключения нового контракта, которая по своей сущности такая же, как и его заключение, например, при приеме на работу. В связи с этим при заключении нового контракта необходимо учитывать, что его новый срок не может быть менее одного года. Заключить новый контракт можно как на прежних условиях, так и на других.

В пункте 1-1 Указа № 180 установлены случаи, при наступлении которых по договоренности сторон заключается новый контракт на срок не менее одного года:

  • по истечении максимального срока действия контракта;
  • при переводе работника с его согласия на другую работу.

Применительно к рассматриваемой ситуации законодательство допускает (по соглашению сторон) продолжение трудовых отношений путем продления контракта. В частности, согласно п. 1-1 Указа № 180 продление контракта в пределах максимального срока его действия (п. 2 ч. 1 ст. 17 ТК) осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года. На меньший срок контракт продлевается с письменного согласия работника, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

 Инициатива о продлении контракта может исходить как от нанимателя, так и от работника, поскольку в силу п. 1-1 Указа № 180 каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за две недели до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.

Имеет ли право работник на дополнительный отпуск за стаж работы? Если да, то можно ли его оформить дополнительным соглашением к контракту?

Согласно ч. 1 ст. 159 Трудового кодекса Республики Беларусь работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, наниматель за счет собственных средств может устанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней.

Часть 2 ст. 159 ТК определяет, что порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем.

В локальном нормативном правовом акте нанимателя, в частности, в коллективном договоре, могут быть определены отдельные категории работников либо это будут все работники, которым устанавливается дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы. При этом определяется продолжительность стажа работы в отрасли (организации), дающего право на этот отпуск, с какой периодичностью этот отпуск будет предоставляться, конкретная продолжительность данного отпуска и другие вопросы, определяющие порядок и условия его предоставления.

В организации, где коллективный договор не заключается, эти вопросы могут быть урегулированы приказом (распоряжением) нанимателя. Кроме того, непосредственно в трудовом договоре, контракте, заключенном с конкретным работником, могут быть также предусмотрены условия предоставления отпуска за продолжительный стаж работы. Если такой дополнительный отпуск предоставляется работнику после заключения трудового договора (контракта), то его продолжительность и условия предоставления могут быть оформлены дополнительным соглашением.

Работнице предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет до мая 2010 г. В июне 2009 г. эта работница планирует выйти на работу. Как оформить досрочный выход матери ребенка из указанного отпуска?

Согласно ч. 4 ст. 185 Трудового кодекса Республики Беларусь по желанию матери в период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет она может работать по основному или другому месту работы на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы часов) и на дому с сохранением ежемесячного государственного пособия. Из содержания приведенных положений ст. 185 ТК усматривается, что если женщина работает на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы часов) в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, то она признается находящейся в этом отпуске. Поэтому она и сохраняет право на получение государственного пособия в размере 100 %.

Приводим образец заявления и приказа о выходе работницы на работу и установлении неполного рабочего времени с сохранением права на получение государственного пособия в размере 100 %.

Отдел маркетинга                                                   Директору республиканского

ЗАЯВЛЕНИЕ                                                           унитарного предприятия «Электрончик»

 

10.06.2009 № 12                                         Сидорову  П.П.

 

Прошу разрешить мне приступить к работе  12 июня 2009 г.  на условиях неполного рабочего времени (4 часа в день с  9.00 до 13.00) с сохранением права на получение государственного пособия в размере 100 %.

 

Начальник отдела маркетинга                           Подпись                                      И.И.Сергеенко

 

 

Республиканское унитарное предприятие

«Электрончик»

ПРИКАЗ

 

10.06.2009 № 22­л

г. Минск

 

О выходе на работу Сергеенко И.И.

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

СЕРГЕЕНКО Ирине Ивановне, начальнику отдела маркетинга, приступить к работе 12 июня 2009 г. на условиях неполного рабочего дня (4 часа в день с 9.00 до 13.00) с оплатой пропорционально отработанному времени в период нахождения ее в  отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с сохранением права на получение государственного пособия в размере 100 %.

 

Основание: заявление Сергеенко И.И.  от 10.06.2009 № 12.

 

Директор предприятия                                    Подпись                                              П.П.Сидоров

 

Визы

 Согласно ч. 6 ст. 185 ТК в стаж работы, дающий право на последующие трудовые отпуска, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не засчитывается.

В соответствии с ч. 2 ст. 185 ТК социальный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован матерью ребенка полностью или по частям любой продолжительности. Следовательно, работница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, может этот отпуск в любое время прервать и выйти на работу, в том числе и на условиях неполного рабочего времени. В этом случае отпуск по уходу за ребенком прерывается приказом нанимателя (на основании письменного заявления матери) и период работы в указанном режиме включается в стаж, дающий право на последующие трудовые отпуска.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, вправе работать как прерывая этот отпуск (статус лица «работающего» дает право на включение такого периода работы в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск), так и не прерывая его (но только в пределах половины месячной нормы часов), сохраняя статус лица, находящегося в социальном отпуске по уходу за ребенком.

Приводим образец приказа о прерывании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и об установлении неполного рабочего времени.

Республиканское унитарное предприятие

«Электрончик»

ПРИКАЗ

 

10.06.2009 № 22­л

г. Минск

 

О прерывании отпуска по уходу за ребенком

до достижения им возраста трех лет и установлении

неполного рабочего времени Сергеенко И.И.

ПРИКАЗЫВАЮ:

СЕРГЕЕНКО Ирине Ивановне, начальнику отдела маркетинга, прервать 12 июня 2009 г. отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Сергеенко Ирине Ивановне приступить к работе 12 июня 2009 г. на условиях неполного рабочего дня 5 часов в день (с 9.00 до 12.00 и с 13.00 до 15.00) с оплатой пропорционально отработанному времени.

 

Основание: заявление Сергеенко И.И. от 10.06.2009  № 12.

 

Директор предприятия                                    Подпись                                              П.П.Сидоров

 

Визы

 

На вопросы отвечает В.В. Ковальков,
заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Засчитывается ли в стаж работы период работы помощника воспитателя в яслях­саде ведомственной принадлежности в 1983-1985 гг. в Литов­ской ССР?

Согласно ст. 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями и дополнениями в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании. Исходя из этого время работы в качестве помощника воспитателя в яслях­саде будет засчитано в стаж работы (в том числе и на территории Литовской ССР).

В перечень учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490, включены организации здравоохранения (обособленные структурные подразделения), расположенные в сельских населенных пунктах, и должности врачей (независимо от наименования должности), медицинских сестер фельдшерско-кушерских пунктов и амбулаторий.

Относятся ли к ним заведующие участковых больниц и амбулаторий, медицинские сестры участковые, медицинские сестры общей практики, медицинские сестры по физиотерапии, медицинские сестры по массажу врачебных амбулаторий? Также в вышеназванном перечне имеется сноска: «**» В том числе руководители структурных подразделений (заведующие, начальники соответствующих профильных отделений). Кто к ним относится?

Пунктом 2 «Организации здравоохранения (обособленные структурные подразделения), расположенные в сельских населенных пунктах» разд. 1 «Медицинские работники» перечня учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 (далее - Перечень), предусмотрены должности медицинских сестер фельдшерско­акушерских пунктов и амбулаторий.

Исходя из этого при соблюдении критериев оценки условий труда, установленных п. 23 Положения о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490, право на профессиональное пенсионное страхование имеют все медицинские сестры фельдшерско­акушерских пунктов и амбулаторий (в том числе участковые, медицинские сестры общей практики, медицинские сестры по физиотерапии, медицинские сестры по массажу).

Что касается заведующих участковых больниц и амбулаторий, то они Перечнем не предусмотрены и профессиональному пенсионному страхованию не подлежат.

Подстрочное примечание «**» распространяется на врачей-пециалистов (по перечню наименований должностей), являющихся руководителями (заведующими, начальниками соответствующих профильных отделений) организаций здравоохранения, перечисленных в п. 1 разд. 1 Перечня (например, заведующий хирургическим отделением больницы).

На вопрос отвечает В.В. Подгруша,
заслуженный юрист Республики Беларусь

Сотруднице учреждения была установлена III группа инвалидности, связанная с общим заболеванием. В заключении об условиях и характере труда инвалида указано, что работник может выполнять работу с учетом специальности «филолог» с неполным рабочим днем на 1 час или дополнительным нерабочим днем в неделю, без командировок. Какими нормативными правовыми документами руководствуется МРЭК для определения характера и условий работы инвалида?

Данная сотрудница работает по контракту в должности заместителя главного редактора. В ее обязанности входят многочисленные управленческие функ­ции, постоянные выезды в служебные командировки и др. Значительные рабочие нагрузки, режим и характер труда, высокие требования и ответственность, а главное - состояние здоровья являются серьезными препятствиями для работы в данной должности. Может ли инвалид занимать руководящую должность с указанной спецификой работы? Согласно ч. 4 ст. 287 ТК для инвалидов I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 ч в неделю. Правильна ли формулировка МРЭК «неполный рабочий день на 1 час»?

Отметим сразу же, что сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников установлена ст. 114 Трудового кодекса Республики Беларусь. В частности, такая сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 ч в неделю - устанавливается инвалидам I и II группы. При этом оплата их труда производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени (ч. 4 ст. 287 ТК). То есть сокращенная продолжительность рабочего времени, установленная инвалидам I и II группы, является для данной категории работников полной продолжительностью рабочего времени.

От сокращенной продолжительности рабочего времени следует отличать неполное рабочее время. Оно может устанавливаться в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели или того и другого одновременно по соглашению (договоренности) между работником и нанимателем как при приеме на работу, так и впоследствии.

В силу требований ч. 2 ст. 118 ТК наниматель обязан устанавливать неполное рабочее время работникам, указанным в ч. 2 ст. 289 ТК, в том числе инвалидам в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Как следует из приведенного содержания ст. 289 ТК, обязанность нанимателя установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю работнику­инвалиду (независимо от группы инвалидности) основывается на медицинских рекомендациях.

Признание гражданина инвалидом осуществляется медико-еабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ч. 1 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (далее - Закон о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов)). Заключение МРЭК является официальным документом, удостоверяющим группу и причины инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации является документом, обязательным для исполнения соответствующими государственными органами, а также другими нанимателями (ст. 9 и 10 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями).

Как отмечено в ст. 23 Закона о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов, индивидуальная программа реабилитации инвалида состоит из трех разделов:

  • программа медицинской реабилитации;
  • программа профессиональной и трудовой реабилитации;
  • программа социальной реабилитации.

При этом в соответствии со ст. 1 указанного Закона трудовая реабилитация инвалида представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение инвалидам возможности получения и (или) сохранения подходящей для них работы, включающий адаптацию к трудовой деятельности и трудоустройство инвалидов.

Более подробно вопросы трудовой реабилитации регламентированы в ст. 27-34 данного Закона.

Что касается установления работнице группы и причины инвалидности и связанных с этим особенностей режима и условий ее труда, то следует иметь в виду, что причина инвалидности устанавливается на основе изучения анамнеза, анализа клинической картины, характера развития и связи имеющегося патологического процесса с характером перенесенных заболеваний, травм или имеющихся дефектов, а также анализа медицинской и другой документации (п. 65 Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей­инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 97, с последующим изменением и дополнением (далее - Инструкция)).

Причина инвалидности «общее заболевание» согласно п. 71 Инструкции устанавливается в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или травм, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания (увечья), полученного в период военной службы, или заболевания (увечья), вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС (аварийными ситуациями на других атомных объектах, испытанием ядерного оружия), и иных обстоятельств.

В случае предоставления в комиссию документов, достаточных для определения другой причины инвалидности, предусмотренной законодательством, указанная причина инвалидности изменяется без дополнительного очного освидетельствования инвалида со дня регистрации документов в комиссии.

Способность к трудовой деятельности согласно п. 44 Инструкции - это совокупность физических, психофизиологических и психологических возможностей, формируемых в результате физического, психологического и культурного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и мастерства, необходимых и достаточных для качественного выполнения любого (в том числе неквалифицированного) труда обычного содержания, обычным способом, в обычном объеме и обычных условиях, способность выполнять обычную для человека роль в жизни (с учетом возраста, пола, места жительства, образования), способность к самостоятельному проживанию, установлению социальных связей, поддержанию экономической независимости.

Параметры оценки:

  • соответствие состояния здоровья требованиям, предъявляемым профессией (должностью);
  • уровень образования, обеспечивающий доступность работы;
  • возможность осуществлять трудовую деятельность в полном объеме, полный рабочий день, полную рабочую неделю с выполнением норм выработки (услуг);
  • возможность трудовой деятельности в другой профессии (должности), равной по квалификации прежней;
  • возможность воспроизведения специальных профессиональных знаний, умений и навыков.

Выполнение рекомендаций, изложенных в заключении МРЭК, является для нанимателя обязательным, в том числе по установлению неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, исключению возможности направления работника в служебные командировки.

Еще раз обращаем внимание на недопустимость приравнивания (тождества) понятий «сокращенная продолжительность рабочего времени» и «неполное рабочее время». Если в первом случае это фактически полное рабочее время для определенной категории работников и оно не влияет на оплату труда, то во втором - это только часть полного рабочего времени, поэтому оплата труда работников производится пропорционально отработанному времени (при повременной форме оплаты труда) или в зависимости от выработки (при сдельной форме оплаты труда) (ст. 290 ТК).

Установление работнику­инвалиду неполного рабочего времени оформляется приказом (распоряжением) нанимателя, который объявляется работнику под роспись.

Запись в трудовую книжку об установлении работнику неполного рабочего времени не производится.

Что касается вопроса, может ли работник-нвалид, которому установлено неполное рабочее время без командировок, занимать должность заместителя главного редактора, работа которого сопряжена с выполнением ряда обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и Уставом редакции, выполнение которых работником-нвалидом невозможно в силу указанных выше обстоятельств, то в изложенной ситуации наниматель действительно должен оценить, может ли работник надлежащим образом выполнять свои должностные обязанности в условиях неполного рабочего времени и без служебных командировок. Если такое невозможно, то работника (с его согласия) необходимо перевести на работу по специальности на условиях, рекомендованных МРЭК. Как предусмотрено ч. 4 ст. 30 ТК, работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, наниматель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, соответствующую медицинскому заключению. При отказе работника от перевода либо отсутствии соответствующей работы трудовой договор расторгается по п. 2 ст. 42 ТК (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы).

При необходимости наниматель может также запросить МРЭК об уточнении рекомендаций в части того, показана ли работнику­инвалиду работа в должности заместителя главного редактора, хотя она и соответствует специальности «филолог».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (101), июнь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.