№ 4, апрель 2010

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

На вопрос отвечает М.И. Вышникова,

юрист

С сотрудником был заключен срочный трудовой договор (контракт) с 08.09.2008 по 07.09.2009 с условием предоставления отпуска общей продолжительностью 28 календарных дней, а именно: основной отпуск 24 календарных дня и дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день 4 календарных дня. Трудовой отпуск за период работы с 08.09.2008 по 07.09.2009 был использован полностью. Далее с сотрудником был заключен новый трудовой договор на прежних условиях с отпуском 28 календарных дней сроком действия с 08.09.2009 по 07.09.2010. Сотрудник был уволен 04.12.2009. Ему в день увольнения была выплачена компенсация за 6 дней неиспользованного отпуска. Правильно ли был произведен расчет?

Порядок исчисления продолжительности трудового отпуска пропорционально отработанному работником времени определен ст. 177 Трудового кодекса Республики Беларусь. Согласно данной статье продолжительность трудового отпуска пропорционально отработанному в рабочем году времени исчисляется путем умножения величины отпуска, приходящегося на один месяц, на количество отработанных месяцев в рабочем году.

При этом расчет отработанных в рабочем году полных месяцев производится следующим образом:

1) подсчитываются дни, включаемые в рабочий год;

2) полученная сумма делится на среднемесячное число календарных дней за год;

3) остаток дней, составляющий 15 и более календарных дней, округляется до полного месяца, а составляющий менее 15 календарных дней из подсчета исключается.

Учитывая, что за период с 08.09.2008 по 07.09.2009 работнику уже был предоставлен трудовой отпуск полной продолжительности (28 календарных дней), то при его увольнении наниматель должен был выплатить денежную компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск за период с 08.09.2009 по 04.12.2009.

Для расчета продолжительности трудового отпуска, подлежащего денежной компенсации при увольнении, прежде всего необходимо рассчитать количество календарных дней, приходящихся на период с 08.09.2009 по 04.12.2009.

23 (в сентябре) + 31 (в октябре) + 30 (в ноябре) + 4 (в декабре) = 88 дней.

Полученное количество календарных дней (за период с 08.09.2009 по 04.12.2009) делится на среднемесячное число календарных дней за год (29,7).

88 / 29,7 = 2,9.

То есть в результате получаются два полных месяца и 0,9. Полученные в результате деления десятые (0,9) также умножаются на 29,7.

0,9 x 29,7 = 26,7.

Учитывая, что остаток (26,7) составляет более 15 календарных дней, то он округляется до полного месяца. Соответственно, наниматель должен выплатить денежную компенсацию за три отработанных месяца.

После этого необходимо произвести расчет количества дней трудового отпуска, приходящихся на один календарный месяц, путем деления продолжительности трудового отпуска (28 календарных дней) на 12 месяцев. Полученное количество дней умножается на количество отработанных месяцев в рабочем году.

28 / 12 x 3 = 7.

Соответственно, продолжительность трудового отпуска за отработанный период с 08.09.2009 по 04.12.2009 составляет 7 календарных дней.

Таким образом, бухгалтером неверно был рассчитан размер денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, причитающейся работнику при увольнении (при условии, что период с 08.09.2009 по 04.12.2009 в соответствии со ст. 164 ТК полностью включался в рабочий год).

Кроме того, в соответствии со ст. 80 ТК наниматель при выплате заработной платы ежемесячно обязан выдавать каждому работнику расчетный листок с указанием в нем составных частей заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размеров удержаний из заработной платы, а также общей суммы заработной платы, подлежащей выплате. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 55 ТК наниматель обязан вести учет фактически отработанного работником времени. Несоблюдение должностными лицами нанимателя данных норм, а также иных требований законодательства о труде (в том числе по вопросу выплаты заработной платы в полном размере) является нарушением законодательства о труде, что может повлечь административную ответственность согласно ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Пунктом 1 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь[3] осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде возложено на Департамент государственной инспекции труда.

 


[1] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959 с последующими изменениями и дополнениями.

[2] См.: подп. 9.1 п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» с последующим изменением.

[3] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959 с последующими изменениями и дополнениями.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (111), апрель 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.