№ 2, февраль 2012

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Хищение имущества нанимателя и утрата доверия: разграничиваем основания увольнения

Рубрика «Судебная практика»

К.И. Кеник, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Беларусь

Одной из обязанностей работника, установленных законодательством и трудовым договором, является бережное отношение к имуществу нанимателя, принятие мер к предотвращению ущерба. Нарушение этой обязанности влечет для работника применение ответственности, установленной трудовым законодательством: привлечение к материальной и дисциплинарной ответственности, а также увольнение с работы.

 

Трудовой кодекс Республики Беларусь предусматривает возможность увольнения работника за хищение имущества нанимателя (п. 8 ст. 42 ТК), а также за совершение действий, влекущих утрату доверия (п. 2 ст. 47 ТК). Указанные основания увольнения сходны, однако нанимателю следует четко разграничивать основания и условия их применения.

В соответствии с п. 8 ст. 42 ТК трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случае совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

Согласно п. 2 ст. 47 ТК помимо оснований, предусмотренных Кодексом, трудовой договор с некоторыми категориями работников может быть прекращен в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя.

Рассмотрим ситуацию. Уборщица гастронома Якушева В.И. была задержана при выходе из магазина с товарами, имевшимися в торговом зале гастронома, без подтверждения оплаты кассовыми чеками. Руководством магазина был составлен акт о попытке совершить хищение, и материал был направлен в правоохранительные органы. Якушева В.И. за указанный случай уволена с работы по п. 2 ст. 47 ТК за совершение действий, влекущих утрату доверия.

Правильно ли нанимателем установлено основание увольнения Якушевой В.И.?

Как видно из вышеприведенных норм Трудового кодекса, увольнение по п. 8 ст. 42 ТК и увольнение по п. 2 ст. 47 ТК имеют ряд различий.

1. Различие по субъекту.

По п. 8 ст. 42 ТК может быть уволен любой работник организации, совершивший хищение имущества нанимателя, по п. 2 ст. 47 ТК — только работники, обслуживающие денежные или материальные ценности, совершившие виновные действия.

При этом к работникам, обслуживающим денежные или материальные ценности, относятся работники, занимающие должности или выполняющие работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. К таким работникам, в частности, относятся: кладовщики, кассиры, экспедиторы, продавцы и др.

По данному основанию могут быть уволены не только материально ответственные лица, но и лица, с которыми договоры о полной материальной ответственности не заключены, но занятые непосредственным обслуживанием денежных или материальных ценностей (рабочие, занимающиеся разгрузкой и укладкой товаров на складах, работники, занимающиеся транспортировкой товарных ценностей, и др.).

Как разъяснено в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2[1], для увольнения по данному основанию не имеет значения, в каком размере работник несет материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей, и заключен ли с ним договор о полной материальной ответственности.



[1] Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» с последующими изменениями (далее — постановление Пленума № 2).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (133), февраль 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.