Основная обязанность работника заключается в том, чтобы честно и добросовестно трудиться, своевременно и точно выполнять распоряжения нанимателя, рабочее время использовать только в производственных целях.
Законодательство о труде содержит как общие, так и дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях.
Пункт 2 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает одно из таких оснований — прекращение трудового договора за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя.
Норма материального права прямо указывает на то, что увольнение, связанное с утратой доверия, допускается лишь по отношению к тем работникам, которые непосредственно обслуживают денежные и материальные ценности.
Предусматривается ли заключение с такими работниками договора о полной индивидуальной материальной ответственности? Законодатель прямо на это не указывает, а сложившаяся по данному вопросу судебная практика этого не требует.
Наиболее сложным вопросом, связанным с правильным заключением трудового договора с работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, является соблюдение условий, предусматривающих полную индивидуальную материальную ответственность либо коллективную (бригадную) материальную ответственность.
Согласно ст. 19 ТК содержание и условия трудового договора определяются соглашением сторон, а трудовая функция работника составляет его обязательное условие.
Вне зависимости от того, заключен с работником договор о полной индивидуальной материальной ответственности или нет, работник обязан бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры по предотвращению ущерба. В то же время наниматель в силу ч. 7 ст. 400 ТК обязан создавать работникам условия, необходимые для нормальной работы и сохранности вверенных им ценностей.
Вопросы соблюдения взаимных прав и обязанностей работника и нанимателя при заключении и исполнении трудового договора, основанием которого является материальная ответственность работника, нашли свое отражение в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2002 г. № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (далее — постановление Пленума Верховного Суда).
В соответствии со ст. 405 ТК письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими 18 лет, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Таким образом, договор о полной материальной ответственности с лицом, которое не достигло 18летнего возраста, является недействительным.
Как правило, договор о полной материальной ответственности заключается при приеме на работу. Однако обстоятельства, вызвавшие необходимость заключения договора о полной материальной ответственности, могут возникнуть у нанимателя и тогда, когда трудовой договор уже заключен. В том случае, если работник отказался заключить договор о полной материальной ответственности при приеме на работу, наниматель вправе отказать ему в заключении трудового договора.
Следует иметь в виду, что отказ работника заключить письменный договор о полной материальной ответственности уже в процессе выполнения работы влечет за собой увольнение по п. 5 ст. 35 ТК и квалифицируется как отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (27), апрель 2003 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.