Вопросы борьбы с расхитителями имущества, принадлежащего нанимателю, были и остаются актуальными. В судах находится значительное количество уголовных дел, связанных с недостачами, растратой вверенного имущества, бесхозяйственностью.
Совершение работником хищения имущества нанимателя является одним из наиболее опасных посягательств на его собственность.
Согласно положениям гл. 24 Уголовного кодекса Республики Беларусь под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники.
Если хищение имущества юридического лица путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения и растраты в сумме не превышает десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния (мелкое хищение), то это влечет административную ответственность.
В качестве предметов хищения обычно выступают деньги либо различные потребительские ценности. Однако предметом хищения могут быть и вещи, которые непосредственно не используются для личных и духовных потребностей человека, и другое имущество.
Хищение, как правило, предполагает совершение виновных действий, в результате которых имущество выходит из владения организации, а законный владелец теряет фактическую возможность распоряжаться им.
Хищение чаще всего связано с образованием недостачи имущества, которую нельзя отождествлять с хищением, т.к. недостача может образоваться не только вследствие хищения, но и по другим причинам, например из-за халатности материально ответственного лица, гибели имущества вследствие стихийного бедствия и т.д. Однако хищение может быть не связано с образованием недостачи имущества. Это происходит в тех случаях, когда хищение совершается замаскированными методами и способами, например за счет излишков, созданных в результате пересортицы, обмера и обвешивания, неправильной оценки поступающих материалов и т.д.
Наиболее распространенными явлениями посягательств на завладение имуществом нанимателя является присвоение, растрата имущества нанимателя, а также злоупотребление работником служебными полномочиями.
Для присвоения характерно обращение виновным в свою собственность имущества нанимателя, находящегося в правомерном владении работника, путем незаконного удержания этого имущества. Как правило, виновное лицо в установленный организацией срок или в период проведения ревизии, инвентаризации не возвращает или не предъявляет полученное им в подотчет имущество с целью удержать его у себя, обратить в свою собственность.
К присвоению по своей природе близка растрата, т.е. умышленное незаконное потребление или отчуждение присвоенных у нанимателя денежных средств или иных материальных ценностей. При этом работнику имущество вверено на основании договора о полной индивидуальной материальной ответственности либо в силу договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности. Передача имущества работнику может быть осуществлена также на основании специального поручения либо в силу служебных полномочий.
Как правило, присвоение и растрата совершаются в завуалированной форме при помощи фиктивного списания материалов, завышения действующих нормативов расходования на производство или списания на естественную убыль, путем предъявления при инвентаризациях и ревизиях пришедших в негодность и уже ранее списанных по акту ценностей, незаконного перевода изделий из одного сорта в другой и др.
К. и Т., работавшие, соответственно, заведующим складом и мастером цеха по производству обуви, списывали со склада полуфабрикаты из кожи, завышая нормы расходования на производство. Образовавшиеся излишки в последующем они вывезли с территории предприятия. В свою преступную группу вовлекли водителя грузового автомобиля. Все трое признаны виновными в совершении хищения и осуждены судом.
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями отличается от растраты и присвоения тем, что похищаемое имущество во владении виновного должностного лица не находится. Однако данное лицо наделено определенными полномочиями в отношении похищенного имущества, т.е. имеет право отдавать приказы (распоряжения) по поводу его использования, обязательные для материально ответственных лиц, во владении или хранении которых находится имущество. Таким образом, должностное лицо, используя свои служебные полномочия и преследуя корыстные цели, вопреки интересам службы использует эти полномочия и путем незаконного распоряжения безвозмездно завладевает имуществом (денежными средствами) сам или передает его другим лицам, не имеющим права на это имущество.
Статистические данные о числе осужденных за хищение путем злоупотребления служебным положением и присвоение либо растрату (ст. 210 и 211 УК) показывают, что за указанные преступления в 2001 г. осуждено 1530 человек, в 2002 г. — 1302 человека.
Приговором Минского городского суда от 16 января 2003 г. В. признан виновным в том, что, являясь директором производственно-коммерческой фирмы, неоднократно брал кредиты в филиале АСБ «Беларусбанк», своевременно возвращая и уплачивая проценты по ним, вошел в доверие банка и, пользуясь доверием банка и злоупотребляя им, путем обмана, предоставив ряд фиктивных документов, имеющих существенное значение для получения валютного кредита и искажающих действительное финансовое состояние фирмы, умышленно, с целью хищения денежных средств, заключил фиктивный договор на оплату продукции, а деньги в сумме 50000 долларов США, перечисленные АСБ «Беларусбанк» на счет другой фирмы в швейцарском банке в качестве предоплаты, похитил.
Денежные средства организации похищены В. путем обмана и злоупотребления доверием.
Однако не только меры уголовной и административной ответственности предусмотрены за хищение имущества организации. Не осталось безучастным в борьбе с хищениями и законодательство о труде.
Так, п. 6 ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь на работника возложена обязанность бережно относиться к имуществу нанимателя и принимать меры к предотвращению ущерба.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (30), июль 2003 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.