№ 1, январь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде

Рубрика «К вам пришла проверка»

А.А. Кеник заместитель декана Белорусского института правоведения, полковник юстиции в отставке

Органы прокуратуры играют важную роль в защите трудовых прав работников. Анализ практики свидетельствует о том, что граждане для защиты своих прав и интересов широко используют средства прокурорского надзора. Защита трудовых прав работников осуществляется прокурорскими работниками в виде общего надзора за соблюдением за-конодательства. Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами. При осуществлении надзора проку-ратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учре-ждений, организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Кроме того, прокуратура проводит плановые надзорные проверки.

При нарушениях закона прокурор может в установленном порядке приносить про-тесты на акты нанимателя, нарушающие трудовые права граждан, вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, выносить предписания об устранении нарушений закона, официально преду-преждает должностных лиц о недопустимости нарушений ими требований закона, в уста-новленном порядке решает вопрос о привлечении нарушителей закона к уголовной, адми-нистративной, дисциплинарной и материальной ответственности, возбуждает дисципли-нарные производства, предъявляет иски в суд в интересах работника1. Наиболее действенным способом выявления нарушений законности является про-верка исполнения трудового законодательства непосредственно в организации. В ходе та-кой проверки прокурор выясняет, какие нарушения трудового законодательства имеются в данной организации (какие нормы закона нарушены и в чем именно заключаются эти нарушения); когда и кем было совершено нарушение; причинен ли материальный ущерб и если да, то каковы его размеры; каковы причины нарушений и способствующие им усло-вия; были ли ранее выявлены прокурором аналогичные нарушения, если были, то какие меры принимались.

В организации могут проводиться проверки соблюдения законодательства о труде как в полном объеме, так и по конкретным направлениям, например, проверка соблюде-ния законодательства о труде несовершеннолетних, о сверхурочных работах, об охране труда и т.д.

При проверке соблюдения закона при приеме на работу проверяется, не имел ли место необоснованный отказ в приеме на работу лиц, перечисленных в ст. 16 Трудового кодекса Республики Беларусь, своевременно ли выдавался лицу, которому отказано в приеме на работу, письменный мотивированный отказ в приеме на работу, законно ли ус-тановлен испытательный срок для конкретного работника и его продолжительность, на всех ли работников ведутся трудовые книжки, правильно ли в них отражены изменения в трудовой деятельности работников, нет ли записей, не предусмотренных законодательст-вом, своевременно ли выдаются трудовые книжки работникам при увольнении.

В соответствии со ст. 14 ТК запрещается дискриминация, т.е. ограничение в трудо-вых правах или получении каких-либо преимуществ в зависимости от национального происхождения.

Вопреки требованиям Конституции Республики Беларусь и Трудового кодекса ру-ководителем одной из организаций Свислочского района был издан приказ «О приеме на работу лиц цыганской национальности», в соответствии с которым прием на работу лиц цыганской национальности должен производиться только с ведома районного отдела внутренних дел. Данным приказом фактически ограничены права лиц цыганской нацио-нальности при приеме на работу, и они ставятся в невыгодное положение по сравнению с лицами иных национальностей. Незаконный приказ был опротестован прокурором Свис-лочского района, и протест был удовлетворен.

Прокурорские работники одного из районов г. Минска совместно с Минским го-родским управлением департамента государственной инспекции труда в 2002–2003 гг. провели проверки соблюдения трудового законодательства предприятиями и учрежде-ниями района.

Во многих частных фирмах при приеме на работу граждан не соблюдаются требо-вания ст. 18 ТК, в соответствии с которой трудовой договор должен заключаться в пись-менной форме, составляться в двух экземплярах и подписываться сторонами.

На одном из предприятий в нарушение требований ст. 54, 194 ТК не была разрабо-тана и утверждена инструкция, регламентирующая функциональные обязанности водите-лей автомобилей. При приеме на работу работников не знакомили под роспись с поручае-мой работой и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок, в том числе с должностными инструкциями.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (36), январь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.