№ 1, январь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Действия нанимателя при совершении работником некоторых видов преступления

Рубрика «Трудовое законодательство»

Н.И. Филипчик адвокат Минской городской коллегии адвокатов юридической кол-легии Первомайского района

К лицам, совершившим преступление, могут быть применены не только меры уго-ловной ответственности, но и другие меры, предусмотренные, например, трудовым зако-нодательством.

Проанализируем ситуацию, когда работник совершил по месту работы хищение имущества нанимателя. Вправе или обязан наниматель в таких случаях расторгать трудо-вой договор, контракт?

Институт прекращения трудовых договоров, контрактов является одним из важных институтов трудового законодательства. Трудовой договор, контракт может быть прекра-щен по различным основаниям, предусмотренным законом, в том числе и по инициативе нанимателя, а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

В некоторых случаях имеется одновременно несколько оснований для прекраще-ния трудового договора. Вопрос о том, по какому основанию расторгать трудовой дого-вор, решает наниматель.

Так, например, если работник по месту работы совершил хищение имущества на-нимателя, то у последнего есть право расторгнуть трудовой договор по п. 8 ст. 42 либо по п. 5 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Однако следует иметь в виду, что применение п. 8 ст. 42 ТК при увольнении воз-можно только, если приговором суда работнику назначено наказание, не препятствующее дальнейшему продолжению работы. В противном случае может быть применено основа-ние, предусмотренное п. 5 ст. 44 ТК.

Судом одного из районов г. Минска Н. была осуждена за совершение хищения пу-тем злоупотребления служебным положением к двум годам исправительно-трудовых ра-бот. Работая в должности бухгалтера, Н. составляла фиктивные ведомости на получение заработной платы, расписывалась в этих ведомостях и, соответственно, получала деньги. При этом работники, на которых начислялась заработная плата, на работу не выходили, трудовые обязанности не выполняли. За три месяца работы Н. похитила денежные средст-ва в сумме 567 340 руб. Принимая во внимание то, что хищение имущества нанимателя может быть выра-жено в любой форме (кража, грабеж, разбой, вымогательство, мошенничество, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, присвоение либо растрата, хищение путем использования компьютерной техники), наниматель правомерно уволил Н. по п. 8 ст. 42 ТК.

Несмотря на то что работница была осуждена к отбыванию двух лет исправитель-но-трудовых работ, наниматель не обязан оставлять такого работника на предприятии.

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь предусматривает, что на-казание в виде исправительно-трудовых работ отбывается по месту работы. Статья 38 Уголовно-исполнительного кодекса запрещает осужденным прекращать трудовые догово-ры по соглашению сторон (ст. 37 ТК) или по собственному желанию (ст. 40 ТК) без пись-менного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Соответственно, нанимателю не запрещено увольнять такого работника по п. 8 ст. 42 ТК.

При увольнении работника по основаниям, предусмотренным в п. 8 ст. 42 ТК, не-обходимо иметь в виду, что обязательным условием увольнения является хищение иму-щества нанимателя, т.е. имущества, принадлежащего нанимателю на праве собственности, полного хозяйственного ведения или оперативного управления, либо находящегося у на-нимателя на основании гражданско-правовых договоров.

Наниматель также обязан соблюдать порядок наложения дисциплинарных взыска-ний при увольнении работника по п. 8 ст. 42 ТК. Поскольку увольнение по данному осно-ванию является одной из мер дисциплинарных взысканий, увольнение должно произойти не позднее месяца со дня вступления в законную силу приговора суда либо со дня приня-тия решения о наложении административного взыскания (п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения законодательства о труде» в редакции постановления Пленума Верховного Суда от 25 сентября 2003 г. № 11).

В соответствии со ст. 200 ТК дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая периода болезни или пребывания работника в отпуске. Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, ко-гда о проступке стало известно нанимателю.

В случае совершения работником хищения имущества нанимателя, установленного приговором суда, днем обнаружения проступка является день вступления приговора (ад-министративного определения, решения) в законную силу. Приговор вступает в законную силу по истечении 10 дней, если он не был обжалован или опротестован. В противном случае приговор вступает в законную силу со дня рассмотрения дела кассационной ин-станцией, оставившей приговор без изменений.

Водитель-экспедитор общества с ограниченной ответственностью, находясь в ко-мандировках на территории России и Польши, неоднократно присваивал денежные сред-ства, составляя фиктивные квитанции на ремонт служебного автомобиля. Наниматель, проведя проверку, установил факты фиктивности данных квитанций, невыполнения ремонтных работ, указанных в квитанциях. Потребовав от работника объ-яснения, наниматель обратился с заявлением о привлечении водителя-экспедитора к уго-ловной ответственности за хищение. После того как уголовное дело в отношении водите-ля было возбуждено, наниматель уволил работника.

Суд признал увольнение по п. 8 ст. 42 ТК незаконным, поскольку факт совершения водителем хищения денежных средств нанимателя не был установлен приговором суда на момент увольнения.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (36), январь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.