№ 1, январь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Кейс-метод в бизнес-обучении

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Автор статьи Франц Желудевич

Новая страница 1

В основе появления и развития кейс-метода (case study) лежит принцип «прецедента» или «случая». Кейс-метод наиболее широко используется за рубежом в обучении экономике и бизнес-наукам. На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся в курсах обучения по программе MBA. В России применять кейс-метод в обучении стали в 80-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее — на специальных курсах подготовки и переподготовки.

Хороший кейс, как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. Особенно ценят в методе работы с кейсами независимость мышления. В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным.

Метод case study развивает:

1.    Аналитические навыки.

2.    Практические навыки.

3.    Творческие навыки.

4.    Коммуникативные навыки.

5.    Социальные навыки.

6.    Навыки самоанализа.

 

Технология конструирования кейсов

Выделяют следующие этапы создания кейсов:

I этап. Определить цель создания кейса, например обучение эффективным коммуникациям внутри предприятия. Для этого можно разработать кейс по конкретному хорошо известному предприятию, описав его коммуникации, используемые менеджерами для организации работы с персоналом внутри фирмы.

II этап. Идентифицировать цели конкретную реальную ситуацию на фирме (в секторе экономики).

III этап. Провести предварительную работу по поиску источников информации.

IV этап. Собрать информацию и данные, используя различные источники, включая контакты с фирмой.

V этап. Подготовить первичный вариант представления материала. Этот этап включает отбор, компоновку материала, определение формы презентации (видео, печатная и т.д.)

VI этап. Получить разрешение на публикацию кейса в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме.

VII этап. Обсудить кейс, привлекая как можно более широкую аудиторию, и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией.

VIII этап. Подготовить методические рекомендации по использованию кейса. Разработать задания для обучающихся и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации кейса, описать предполагаемые действия обучающихся и преподавателя в момент обсуждения.

Информацию для создания кейса можно получить двумя путями: провести специальное исследование (field research), предусматривающее сбор финансовой и прочей информации непосредственно в компании, или поработать с открытыми источниками. Первый метод широко применяется западными бизнес-школами, а второй получил широкое распространение в России. По некоторым оценкам, себестоимость field research составляет от 500 до нескольких тысяч долларов. Как правило, в каждом западном университете или бизнес-школе на это отведена отдельная статья в бюджете, причем значительная ее часть формируется из тех доходов, которые вуз получает от продажи своих учебников и пособий студентам. Но в бюджетах российских бизнес-школ, сами понимаете, такие расходы не предусмотрены.

Основная проблема, с которой сталкиваются авторы, реализующие field research в России — закрытость нашего бизнеса. Представители компаний подчас слишком широко трактуют понятие коммерческой тайны. Зачастую авторам приходится изменять в кейсе конкретные данные, качественные показатели, цифры, взятые из финансовых документов компании, предоставившей о себе информацию. Однако общая тенденция сохраняется, демонстрируя положительную или отрицательную динамику развития предприятия или компании.

Несовершенен и кабинетный способ создания кейсов. «Кабинетные» кейсы грешат дефицитом технологической, стратегической информации, отсутствием конкретных цифр, которые можно взять только в финансовой и бухгалтерской документации компании, — а она в России, как правило, не попадает в открытые источники. Собственно, и писать кейсы у нас некому. В российских бизнес-школах в основном преподают теоретики — люди, имеющие отличную академическую подготовку, но совершенно не знакомые с реальной деловой средой. К тому же кейсы тоже надо уметь писать, это вам не сочинение в свободной форме. Специалистов, которые прошли соответствующую подготовку, — единицы. В России и Беларуси рынок кейсов находится в стадии формирования. Главная сложность заключается в нежелании или неспособности бизнес-школ платить за кейсы большие деньги. Поэтому все норовят сдуть материал бесплатно — например, одолжить у знакомого, побывавшего в какой-нибудь западной бизнес-школе, сборник практических задач и деловых игр, сделать с него нужное количество ксерокопий и использовать их в своей преподавательской практике. К сожалению, этот способ очень распространен. И пока ситуация будет оставаться таковой, рынок в нормальной цивилизованной форме не сформируется.

 

Технология работы с кейсом в учебном процессе

При обучении на основе кейсов можно использовать как минимум шесть форматов дискуссии:

1.      Учитель–студент: Перекрестный допрос.

Дискуссия между преподавателем и вами. Ваше высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика ваших утверждений, поэтому будьте предельно внимательны.

2.      Учитель–студент: Адвокат дьявола.

Обычно это дискуссия между учителем и вами, но иногда в ней могут участвовать и другие студенты. Учитель берет на себя заведомо проигрышную роль и просит вас (и возможно, других) занять позицию адвоката. Вы должны активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, ваш личный опыт.

3.      Учитель–студент: Гипотетический формат.

Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки вашей позиции или рекомендации. Вас попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии вы должны быть готовы к  необходимости видоизменять свою позицию.

4.      Студент–студент: Конфронтация и/или кооперация.

Дискуссия ведется между студентами. Может возникнуть как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить вашу позицию, предоставив новую информацию. Вы будете пытаться отразить вызов. 

5.      Студент–студент: «Играть роль».

Учитель может попросить вас принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.

6.      Учитель–класс: «Безмолвный» формат.

Преподаватель может задать вопрос, первоначально адресовав его отдельному лицу, а потом и всему классу (так как конкретно из студентов никто не может ответить).

Не стоит полагать, что кейсы могут заменить лекции. Нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем, и студент будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения. Кейсы показывают, как на практике применяются экономические теории. В западных бизнес-школах разбору кейсов уделяется 30–40 % учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов приходится 25 % времени, в бизнес-школе Колумбийского университета — 30 %, а в знаменитом Уортоне — 40 %. Лидер по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, — Гарвард: рядовой студент HBS за время учебы разбирает до 700 кейсов.

Границы использования кейса: этот метод обучения требует много времени и не может быть использован в многочисленной аудитории.

 

Структура и виды кейсов

Кейс — единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Виды представления кейсов: печатный, мультимедиа, видео. Разнообразны формы представления: кейс может быть оформлен в виде нескольких предложений на одной странице, может быть представлен как описание истории развития многих организаций за многие годы (рамка экономического образования), или как описание одного события в одной организации, а может быть представлен большим объемным текстом. Кейс может включать известные академические модели или не соответствовать ни одной из них. Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают у студентов некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Кейсы могут быть классифицированы по методу подготовки:  Если с точки зрения места написания кейсы могут быть подготовленными в поле (т.е. на объекте — фирме или компании) или за рабочим столом преподавателя, а используемые в кейсах источники носят формальный (т.е. публичный) или неформальный (т.е. получены из первоисточника) характер, то в комбинациях указанных двух переменных образуются четыре типа кейсов: «библиотечные», «публичные», классические и «кабинетные».

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала: кейсы, обучающие анализу и оценке; кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений; кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. Конкретные ситуации кейсов, обучающих анализу и оценке, делятся, в свою очередь на внеорганизационные и внутриорганизационные.

Внеорганизационные кейсы преимущественно имеют дело с анализом и уяснением состояния окружения деловой организации, ее внешней среды. Поэтому в таких кейсах подробно описываются проблемы вокруг организации (экология, законы, реформы и т.п.). Их легко отличить от других кейсов в связи с отсутствием «глубоких» материалов о самой организации. Источниками кейса являются «библиотечные» материалы из газет, журналов и отчетов. Во внутриорганизационных кейсах упор делается на факты и события из жизни самой организации. Такие кейсы используются в курсах по организационно-управленческим проблемам и по человеческим отношениям. Очень популярными являются кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самым обучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся находить связи между имеющейся в распоряжении информацией и вырабатываемым решением. Кейсы по решениям готовятся исключительно на базе «полевых» исследований или «обобщенного» опыта. Содержательно материал в таких кейсах должен обнаруживать признаки организационной конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.

 

Возможности кейс-метода как метода отбора персонала

Кейс-метод находит все большее применение не только в качестве метода обучения, но и в качестве метода отбора персонала. Обычно анализ кейсов используется как одно из заданий при оценке кандидатов. Суть этого метода заключается в том, что группа участников проходит через разнообразные испытания, среди которых главная роль отводится решению кейсов и презентациям. За участниками ведется наблюдение, затем все действия внимательно анализируются и для каждого из них составляется заключение, содержащее оценку деловых и личностных качеств. Разбирая кейс, помните, что однозначно верного решения здесь не существует. Поэтому ваша цель — не найти определенный ответ, а продемонстрировать работодателю свои аналитические способности. Давая вам подобное задание, работодатель в первую очередь хочет узнать, как вы мыслите и как умеете применять теоретические знания на практике. Если кейс разбирается в группе, то здесь проверяются также ваши коммуникативные навыки, умение эффективно работать в команде. Поэтому здесь важно не только выработать свой вариант действий, но и выслушать своих оппонентов, убедить их в своей правоте, а если потребуется, то скорректировать свой метод решения проблемы с учетом мнения оппонентов.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (36), январь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.