Новая страница 1
Впервые степень
Master
of
Business
Administration (МВА) стала присуждаться в США. Весной 1902 г. семь из восьми
поступивших студентов Дартмутского колледжа получили первые дипломы о
прослушанном полном курсе предметов и дисциплин в рамках программы
MCS
(Master
of
Commercial
Science). По сути, члены этой «великолепной семерки» стали первыми
дипломированными бизнесменами мира, а Дартмутский колледж в небольшом городке
Ганновер, штат Нью-Гемпшир, — колыбелью нового вида образования.
В это трудно поверить, но на
этапе становления программа МВА в буквальном смысле боролась за право своего
существования. Преподаватели многих университетов считали саму идею преподавания
такого бытового предмета, как коммерция, абсурдной. На фоне таких
фундаментальных наук, как математика и физика, коммерция выглядела весьма
блекло.
Однако прошло уже более ста
лет, а бизнес-образование не только не потеряло своей актуальности, но и стало
весьма востребованным. По самым скромным подсчетам, количество получивших диплом
о присуждении степени МВА в США перевалило за миллион, т.е. каждый
двухсотпятидесятый житель Америки имеет на руках вышеупомянутый диплом.
В Европе первые бизнес-школы
были открыты в Великобритании в Лондоне и Манчестере. Однако это произошло
только в 1967 г. Затем началось формирование бизнес-образования на европейском
континенте. И, наконец в 90-х гг. программы МВА пришли в Россию.
Что касается Беларуси, то на
сегодня
рынок бизнес-образования находится на стадии формирования. Первый
кирпич в фундамент
долгосрочного бизнес-образования в нашей республике был заложен в главном вузе
страны. Семь лет назад начала свою деятельность Международная высшая школа
бизнеса и менеджмента технологий при БГУ (МВШБиМТ). Первым образовательным
проектом была «Программа по экономике и менеджменту технологий», которая
проводилась совместно с Институтом экономики при университете штата Колорадо,
США. Аналогичную программу в прошлом году запустил и Белорусский государственный
экономический университет при поддержке
TACIS
(программа содействия развитию связей между ЕС и странами СНГ). Подобная
программа есть и в Гродненском государственном университете. Но единственное
место, где вы можете получить диплом
Executive
MBA (программа для руководителей высшего звена), — это
Институт приватизации и менеджмента.
Что
же
это
за
программа
— Master of Business Administration?
В идеале она рассчитана на лиц
со стажем профессиональной деятельности, и рассматривается как средство или
своего рода катализатор продвижения по карьерной лестнице после 2–3 лет
пребывания в бизнесе. Главная цель программы — подготовка успешного
бизнесмена-руководителя. Поэтому в основу учебного процесса кладутся такие
предметы, как менеджмент, маркетинг, экономика, математические методы в
экономике, финансы и эккаунтинг, управление персоналом, информационные системы.
Сами предметы, как правило, предлагаются на выбор. В данном случае такое решение
вполне оправдано: при выполнении необходимых общих требований это позволяет
учащимся получить профессиональную подготовку по специальным дисциплинам.
По форме обучения программы
подразделяются на Full-Time (аналог нашего дневного обучения),
Part-Time (аналог вечернего), Distance Learning (аналог заочного).
Почти во всех американских бизнес-школах дневные программы МВА традиционно
рассчитаны на два года обучения. Как правило, учебный год разделен на два, реже
три семестра. На первом году обучения студенты обязаны прослушать ряд
обязательных курсов (обычно около 40 % от объема всей программы), а на втором
выбрать 12 или более предметов.
Если раньше в бизнес-школу
принимали студентов с порога, то сейчас необходимым условием является наличие
опыта (как минимум два года работы).
Новшество, появившееся во
многих бизнес-школах относительно недавно, — программы для руководителей
среднего и высшего звена
Executive
MBA.
Эти программы отличаются как от обычных, дневных программ МВА, так и от других
программ для руководителей высшего и среднего звена. Типичный студент этой
программы — бизнесмен с минимальным опытом 7 лет, который не может или не хочет
оставлять работу. Суть программы состоит в том, что занятия проводятся либо по
выходным, либо в один из рабочих дней в течение двух лет.
Определить качество программ
довольно сложно, поскольку оно зависит и от качества самих бизнес-школ, и от
качества собственно программы. Естественно, что крупные бизнес-издания не могут
обойти такую тему, как бизнес-образование. Поэтому каждый год публикуемые
рейтинги бизнес-школ дают довольно объективную оценку МВА-программ той или иной
школы. Наиболее популярны рейтинги американской газеты Financial Times. При
оценке учитываются три критерия: спрос, опыт и вклад в исследования. Одним из
важных показателей, характеризующих место школы в рейтинге, является доля
слушателей-иностранцев. Если говорить о европейских или американских школах, то
здесь от 60 до 95 % студентов — представители иностранных государств.
Важным критерием качества
является и наличие аккредитации школы или программы в рамках какой-либо
международно признанной ассоциации или организации бизнес-образования. Сейчас
наиболее популярны такие организации, как:
AASB
— Международная ассоциация менеджмент-образования — со штаб-квартирой в США,
AMBA
— Ассоциация МВА — со штаб-квартирой в Великобритании,
EFMD
— Европейский фонд развития менеджмента, штаб-квартира которого находится в
Бельгии — и
EQUIS
—
Европейская система улучшения качества. Что касается Северной Америки, то там аккредитацией занимается
AACSB
— Американская ассамблея школ бизнеса.
Единых стандартов МВА в
настоящее время не существует. Однако можно с уверенностью сказать, что
бизнес-школы стремятся соответствовать международным стандартам Международной
организации по стандартизации (ISO). К примеру, Высшая школа бизнеса Гренобля имеет сертификат
ISO
9001.
В связи с этим все программы
МВА делятся на две категории: прошедшие аккредитацию и так называемые
«псевдо-МВА» (junk-MBA),
которые не соответствуют стандартам. «Псевдо-МВА» относительно дешевы, менее
продолжительны по времени, что делает их привлекательными для менее
требовательных или неискушенных клиентов. Стоимость обучения в западной школе,
которая находится на верхних строчках рейтингов, в общей сложности обойдется вам
в 25–60 тыс. долларов США. При этом кроме платы за само обучение, проживание,
медицинскую страховку и приобретение учебников вам придется нести и так
называемые скрытые издержки: потерю дохода на основной работе за время вашего
обучения. Относительно низкая стоимость отечественных бизнес-программ не
является отрицательным показателем, поскольку у наших бизнесменов-студентов
попросту нет таких свободных средств для повышения уровня всего образования.
Но если бы вы оказались одним
из студентов ведущей западной бизнес-школы, то смогли бы воспользоваться
кредитом для оплаты за обучение, поскольку существуют специальные программы по
кредитованию желающих пройти курс обучения в выбранной школе. Так, подобной
услугой вы смогли бы воспользоваться в The European Institute of Business
Administration (INSEAD) (Фонтенбло, Франция); International Graduate
School of Management of the University of Navarra (IESE) (Барселона,
Испания); London Business School (Лондон, Великобритания); Rotterdam
School of Management (Роттердам, Нидерланды); University of Michigan
Business School (Энн Арбор, штат Мичиган, США); Harvard Business School
(Бостон, штат Массачусетс, США) и, наконец, Wharton School of the University
of Pennsylvania, (Филадельфия, штат Пенсильвания, США).
Эти учебные заведения заключили
договоры с Европейским банком реконструкции и развития (European Bank for
Reconstruction and Development — EBRD), голландским банком ABN AMRO Bank, а
также рядом других банков. Суть этих финансовых договоренностей состоит в том,
что данные банки предоставляют студентам, которые обучаются по программе МВА,
долгосрочные кредиты на обучение в бизнес-школах. Размер этих кредитов
практически полностью покрывает затраты на обучение. Для этого не нужно искать
гранта или предоставлять в банк справки о вашей кредитной истории. Достаточно
быть гражданином одной из стран Центральной или Восточной Европы или Центральной
Азии и быть зачисленным в число студентов бизнес-школы.
Срок погашения кредита — от
13,5 до 20 лет, здесь все зависит от школы и банка, с которым заключен договор.
Нужно также отметить, что кредиты предоставляются под достаточно высокий для
западной системы кредитования процент: в зависимости от условий договора ставка
может доходить до 11 % годовых. Если учесть то обстоятельство, что средний
годовой доход выпускника бизнес-школы составляет примерно 140–160 тыс. долларов
США, это весьма выгодные условия.
Список кредитующих школ не
ограничивается указанными выше, и на сегодняшний день кредит на оплату обучения
можно получить примерно в 15 ведущих мировых бизнес-школах.
Вследствие того что
бизнес-образование впервые появилось в Америке, а лишь затем в Европе, нельзя
сказать, что образовательные модели Старого и Нового Света — братья-близнецы.
Отличие европейских школ от американских:
·
более интернациональный состав студентов и преподавателей;
·
более глобальная направленность программ;
·
лучше развиты программы обмена и корпоративного партнерства
между школами (как европейскими, так и американскими и азиатскими);
·
большее количество краткосрочных программ (рассчитанных на
1–1,5 года);
·
более высокие требования к опыту работы;
·
студенты старше по возрасту;
·
разнообразие и оригинальность методов обучения: нельзя
сказать, что в какой-либо из школ преобладает один из способов подачи
информации;
·
наличие междисциплинарных курсов;
·
более гибкая система аккредитации и сертификации бизнес-школ;
·
у выпускников бонусы не так велики, как у их коллег с
американским дипломом МВА;
·
наполняемость классов, количество преподавателей и
вспомогательного оборудования значительно ниже, чем в американских, но вот
качество оборудования, как правило, значительно выше, чем в Америке, — во многом
из-за меньшего количества студентов и более развитого индивидуального подхода.
Бизнес-школы не всегда являются составной частью какого-либо университета.
Ежегодные
рейтинги показывают, что европейские школы способны к более динамичному развитию
и прогрессу, чем американские.
Сходства европейских и американских бизнес-школ:
·
присуждается степень Магистра делового администрирования;
·
для поступления требуются результаты теста GMAT, теста TOEFL,
а также наличие законченного высшего образования;
·
репутация бизнес-школы сказывается на жесткости условий приема
в школу и успешном развитии карьеры выпускников;
·
программы охватывают учебные предметы, содержание которых
связано с общим менеджментом, стратегиями, работой с людьми, маркетингом,
финансами;
·
степень МВА оценивается как движущий фактор в развитии карьеры
предпринимателя;
·
обучение способствует развитию аналитических и лидерских
способностей человека;
·
бизнес-школы работают в рамках реального времени, а содержание
программ учитывает новейшие тенденции и изменения в мире бизнеса;
·
обучение в большинстве своем проходит на английском языке.
Нужно отметить
и тот факт, что бизнес-образование не стоит на месте. Появляются новые
специальности и возможности для повышения своей квалификации. Это же можно
сказать и о программах бизнес-администрирования. Если первым шагом в этом
направлении было создание программ МВА, вторым —
Executive
MBA, то
в 1950-е гг. появились программы
DBA
(Doctor
of
Business
Administration).
Сейчас в мире их насчитывается около сотни. В зависимости от уровня университета
или программы обучение длится от 2,5 до 4 лет, хотя жестких временных рамок в
западных бизнес-школах нет.
Принципиальным
отличием этих программ от всех остальных является то, что они создавались для
управленцев высшего звена (стаж работы на данной позиции, как правило, не менее
6–7 лет) с учетом их колоссальной занятости. При этом соискатель должен иметь
склонность к исследовательской деятельности и базовое образование уровня не ниже
МВА либо ученую степень кандидата экономических наук.
Как правило,
студенты программы
DBA —
это
собственники и топ-менеджеры среднего и большого бизнеса, люди, состоявшиеся в
бизнесе на все 100 %. Однако таких высот в бизнесе они добились интуитивно. В
этом случае программа
DBA дает им возможность проанализировать
свой успех, досконально исследовать бизнес-процессы и контролировать их в
компании.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (36), январь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.