Новая страница 1
«Секреты управления
персоналом»: Вы согласны с мнением, что увольнение начинается с приема на
работу?
Светлана Артимович:
Согласна. Принимая на работу человека, заключая с ним контракт или договор,
наниматель должен четко осознавать, каким образом можно расторгнуть с этим
сотрудником трудовые отношения. Я знакома с компаниями, которые сразу заключают
джентльменский договор с сотрудником, оговаривая некоторые нюансы, связанные с
увольнением, например, срок уведомления более чем один месяц и так далее.
«СУП»: Кто первый должен
узнавать о предстоящем увольнении?
С.А.:
Конечно, этот вопрос должен
обсуждаться на уровне HR-менеджера. Никто не справится с задачей правильно
сообщить работнику об увольнении лучше специалиста по управлению персоналом. Я
считаю, что увольнение должно быть максимально смягчено в человеческом смысле.
То, что HR-менеджер соблюдает интересы компании, в этом я не сомневаюсь, но
информацию об увольнении можно подать по-разному, и отношение к ней будет
разным.
Наталья Зайцева:
Не всегда менеджер по персоналу — нужный посредник между руководителем и
сотрудником в вопросах увольнения. Особенно если речь идет о друзьях детства,
старинных знакомых и старожилах компании. В таких ситуациях менеджер по
персоналу может только подсказать руководителю тонкости относительно процедуры
увольнения.
«СУП»: А если руководитель
перекладывает неприятную обязанность сообщения об увольнении на HR-менеджера?
С.А.:
Понятно, что увольняет
работников не HR-менеджер, а руководитель. Если HR-менеджер будет чувствовать
себя жертвой в психологическом смысле, ему будет очень сложно работать.
В любой работе есть приятные и неприятные моменты. В данном случае к этому нужно
относиться как к функции, процессу, жизненному циклу организации. Сообщать о
решении компании уволить человека — это обязанность
HR-менеджера.
«СУП»: Стоит ли скрывать
информацию об увольнении?
С.А.:
Все равно по каким-то позициям информация об уходе человека должна пройти. Это
рабочие моменты. Почему это должно быть конфиденциальной информацией?
Н.З.:
В американских компаниях информация об увольнении человека с руководящей,
«топовой», позиции должна быть озвучена не позднее чем за три-четыре месяца.
Иначе позиции компании на рынке могут сильно пошатнуться. Если не назначается
преемник, возникает информационный голод: сообщили, что увольняют, но не
сообщили, когда. Дело в том, что «сарафанное радио» все равно информацию
разнесет. Сохранить увольнение в секрете возможно, только если руководитель сам
предпринял шаги по сохранению информации с связи с единоличным решением уволить
человека.
Есть правило «золотых
наручников», используемое при необходимости правильно уволить «топового»
сотрудника. Вы даете ему проект, который выводит человека из информационного
поля компании, изолирует его от оперативной информации где-то на полгода. Далее
по результатам проекта выплачивается сумма, эквивалентная участию, и передается
сообщение о закрытии направления. Такой подход требует ограниченного
распространения информации.
«СУП»: Как в такой ситуации
быть HR-менеджеру — придерживаться официальной версии увольнения сотрудника или
после его ухода огласить реальную причину?
С.А.:
HR-менеджер должен защищать интересы компании не только перед коллективом, но и
в личных беседах. Слухи есть слухи, домыслы коллектива должны домыслами и
остаться.
Н.З.:
Есть некоторые рекомендации по пресечению распространения слухов. Одна из них
— перескажите информацию публично, не повторяя сам слух. Если уволенный
сотрудник занимал «топовую» позицию, проведите собрание и объясните людям
причину его увольнения, причем огласите причину официальную, которая
оптимизирует обстановку в коллективе. На мой взгляд, увольнение требует
внимания к трем важным моментам: информационному (вопросам конфиденциальности),
вопросам безопасности и психологическому моменту.
«СУП»: О какой безопасности
речь пойдет в программе «Менеджер по персоналу», проводимой Бизнес школой ИПМ?
На чем сделаны акценты?
С.А.:
Речь идет о безопасности чисто психологической. Расставайтесь с людьми
по-хорошему несмотря ни на что. Даже если уходит ключевой специалист, который
зарегистрирует свою фирму и будет вашим конкурентом. HR-менеджер должен провести
расставание максимально корректно. Создайте человеку иллюзию, что вы не боитесь
его ухода, вы сильная компания и сможете пережить такое увольнение.
«СУП»: А как же вопросы
информационной безопасности и коммерческой тайны?
С.А.:
С момента объявления об увольнении сотрудника должна быть полностью соблюдена
процедура вывода его из информационного поля компании. Вообще, вопросы
безопасности с точки зрения защиты информации и коммерческой тайны — это забота
руководителя, юристов и службы безопасности.
Н.З.:
Процедуры вывода человека из информационного поля компании в зависимости от
должностей не обязательно должны быть открытыми. Иначе сотрудник, например,
отдела продаж, зная, что ему закроют в последние дни работы доступ к базам
данных, может заранее все приготовить. Есть сотрудники, при уходе которых вам
важно, чтобы знания, наработанные технологии были переданы другим сотрудникам.
Это может быть предусмотрено уже на этапе приема на работу, на этапе ежегодных
аттестаций, на этапе мотивации, когда мотивационную систему связывают с
обучением новых сотрудников. Правильно сформированное отношение к ключевым
сотрудникам компании приводит к тому, что после ухода из компании эти люди могут
привлекаться в качестве консультантов.
С.А.:
Обратите внимание на то, что сама процедура увольнения и совместные действия
юристов, службы безопасности и HR-менеджера должны быть прописаны. Это не
значит, что о них должны знать все сотрудники. Но процедура должна быть,
особенно если речь идет о людях, владеющих коммерческой тайной. Помните, как в
советское время была строго регламентирована процедура увольнения материально
ответственного лица? В некоторых компаниях есть обходной лист, который человек
получает не в последний день работы в компании, а в день написания заявления об
уходе. И в этом листе четко указаны сроки, когда, кому и что вы должны сдать.
«СУП»: Как вы относитесь к
стилю увольнения «здесь и сейчас»?
С.А.:
В настоящее время такой стиль увольнения не популярен. Увольнение — процесс
постепенный. Кстати, такое увольнение — западная технология: вы решили уволить
сотрудника (соблюдая при этом и его права, и трудовое законодательство) и
предлагаете ему с момента написания заявления на работу не приходить, чтобы не
создавать напряженности в коллективе. Вам оплачивают это как отпуск, а вы
получаете возможность заняться поиском работы. Сейчас уважающие себя компании
такое увольнение не практикуют.
«СУП»: Какие меры, по вашему
мнению, может принять HR-менеджер, чтобы увольнение работника было мягким?
С.А.:
Если человек уходит по собственному желанию, есть анкета, которая поможет
HR-менеджеру получить информацию о том, что человека не устраивает в данной
компании. Если человека увольняет компания, пусть даже по обоюдной
договоренности, здесь должно быть не анкетирование, а процедура, как помочь
человеку найти себя на рынке труда.
«СУП»: Например, провести
профориентационную беседу?
С.А.:
Аутплейсмент в Беларуси как-то
не очень прижился, и я не знаю, кто на нашем рынке занимается этим
профессионально. Почему? Нет массового сокращения людей, вакансий достаточно
много, человек в состоянии самостоятельно трудоустроиться.
Сам процесс аутплейсмента
включает в себя несколько процедур. Одна из них — психологическое
собеседование, чтобы снять первый стресс от сообщения об увольнении. Другая
процедура — научить человека проводить маркетинг самого себя. Расскажите, как
изучать рынок вакансий, как проводить телефонные переговоры с компанией, как
правильно составить резюме, как провести самопрезентацию, как вести себя на
собеседовании. Я думаю, в таком случае увольняемый оценит ваше доброе отношение
к нему и получит ценные рекомендации. То есть он уйдет вооруженным.
С другой стороны, легко к воде подвести — напиться не заставишь! Как бы вы не
подготовили человека при уходе, успех трудо-устройства на 90 % зависит от него
самого.
С точки зрения нашего
законодательства, при сокращении или реструктуризации наниматель должен по
максимуму использовать людей в новом качестве, например, провести
переобучение. Однако переобучить 40 % штатных сотрудников при реструктуризации
предприятия экономически очень затратно. Поэтому часть функций взяли на себя
биржи труда. В большей степени аутплейсмент — это добрая воля работодателя.
Н.З.:
Забота о дальнейшей судьбе работников, которых компания вынуждена уволить, не
зависит от сектора экономики или формы собственности. Это зависит от личности
руководителя и корпоративной культуры. Немаловажную роль играет сам сотрудник и
то, как он уходит. Именно «как» — форма, в которую он облекает свой уход.
«СУП»: Как вы считаете, стоит
ли увольняемому отстаивать свои права? Чем это чревато?
С.А.:
Если вы точно знаете, что с юридической стороны были нарушены ваши права, — не
вопрос. Мало того, суд вас восстановит в должности. Но вы же понимаете, что в
этой компании вам больше не работать. Если вы хотите проучить компанию (чтобы с
другими не поступала так же), действуйте соответствующим образом. После
восстановления на работе на следующий день напишите заявление об уходе и
уйдите работать в другую компанию.
В конфликтной ситуации все-таки
можно договориться полюбовно, и HR-менеджер может выступить как посредник. Но в
ситуации «коса на камень» HR-менеджер должен предупредить обе стороны о
возможных последствиях данного конфликта.
Н.З.:
Кроме того, что вы можете прослыть скандалистом, вы еще потеряете время, дадите
волю негативным эмоциям. Поэтому оцените, что для вас важнее: правда или
определенный жизненный комфорт. Кстати, конфликт легче всего разворачивается,
если люди думают, что они это делают ради кого-то. Главное — знамя поднять
повыше!
Оцените, какую перспективу дает
вам эта ситуация. Возможно, вы хотите приобрести опыт борьбы за собственные
права. Когда-нибудь это станет обычной формальностью: нарушили ваши права, вы
подаете в суд и получаете компенсацию. И это не будет стоить вам стольких
нервов, сколько сейчас.
«СУП»: Если увольнение
касается HR-менеджера, его действия?
С.А.:
Первое, что должен сделать HR-менеджер при уходе, — найти себе замену и
передать все дела. Это его прямая профессиональная обязанность. Как бы не
хотелось хлопнуть дверью, профессиональная этика должна остаться на первом
месте. Хотя каждый человек вправе высказать все, что он думает об этой
компании. В ситуации обиды и разочарования, когда на ваше место претендует,
например, тетка директора, стремление забрать свои наработки и уйти не имеет
смысла. Если на ваше место придет некомпетентный человек, ему ваши наработки не
понадобятся, он все равно в этом ничего не поймет. А толковый HR-менеджер будет
вам только благодарен за то, что вы поможете ему быстрее войти в курс дела.
Есть лидеры, которые
незаменимы, и все знают, что вот он уйдет — и все рухнет. Но харизма — это не
технология. Важнее умение подготовить себе замену так, чтобы после ухода все
работало по накатанной. Многие боятся так сделать. Здесь важно помнить, что
остается работать коллектив, и пострадают в итоге все. «Пусть будет плохо всем»
— это путь не к развитию, а к гибели, деградации.
Н.З.:
Вы как HR-менеджер должны понимать глубинные причины поведения людей. И когда
вам объявляют, что вы не нужны, вы понимаете, почему это произошло. Вы хорошо
работали в компании, поэтому незачем последним шагом сжигать за собой мосты.
Призываю людей увольняться так, чтобы после их ухода все работало. Это как уход
в отпуск, на больничный — не нужно гордиться тем, что вы не можете уйти в
отпуск, потому что без вас налаженный процесс рухнет.
Беседовала Евгения КРЫМСКАЯ.
Проблемы защиты коммерческой
тайны
при увольнении персонала
ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
Если руководством компании,
отделом управления персоналом и службой безопасности принято решение не
препятствовать увольнению сотрудника, а по своему служебному положению он
располагал доступом к конфиденциальной информации, то в этом случае
отрабатывается несколько вариантов сохранения в тайне коммерческих сведений
(оформление официальной подписки о неразглашении данных, составляющих
коммерческую тайну, либо устная джентльменская договоренность о сохранении
увольняемым сотрудником лояльности к компании).
В этой связи необходимо
подчеркнуть, что обращение к чувству чести и достоинства увольняемых лиц
наиболее эффективно в отношении индивидуумов, которые обладают темпераментом
сангвиника и флегматика, высоко оценивающих доверие и доброжелательность.
Что касается лиц с
темпераментом холерика, то с этой категорией сотрудников рекомендуется завершать
беседу на официальной ноте. В ряде случаев объявление им принятого решения об
увольнении вызывает бурную негативную реакцию, связанную с попытками
спекулировать на своих истинных, а порой и мнимых профессиональных достоинствах.
Поэтому с сотрудниками такого темперамента и склада характера целесообразно
тщательно оговаривать и обусловливать в документах возможности наступления для
них юридических последствий раскрытия коммерческой тайны.
НЕ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
Несколько иначе рекомендуется
действовать в тех случаях, когда увольнения сотрудников происходят по инициативе
коммерческих структур. В этих обстоятельствах не следует поспешно реализовывать
принятое решение. Если увольняемое лицо располагает какими-либо сведениями,
представляющими коммерческую тайну, то целесообразно предварительно и под
соответствующим предлогом перевести его на другой участок работы, т.е. в такое
подразделение, в котором отсутствует подобная информация.
Кроме того, таких лиц
традиционно стремятся сохранить в структуре компании до тех пор, пока не будут
приняты меры к снижению возможного ущерба от разглашения ими сведений,
составляющих коммерческую тайну, либо найдены адекватные средства защиты
конфиденциальных данных (технические, административные, патентные, юридические,
финансовые и пр.).
Только лишь после реализации
этих мер рекомендуется приглашать на собеседование подлежащего увольнению
сотрудника и объявлять конкретные причины, по которым коммерческая структура
отказывается от его услуг. Желательно, чтобы эти причины содержали элементы
объективности, достоверности и проверяемости (перепрофилирование производства,
сокращение персонала, ухудшение финансового положения, отсутствие заказчиков и
пр.). При мотивации увольнения целесообразно воздерживаться от ссылок на
негативные деловые и личные качества данного сотрудника.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (59), декабрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.