№ 7, июль 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Основания компенсации морального вреда, причиненного в сфере трудовых отношений: законодательство и судебная практика

Рубрика «Судебная практика»

Е.В. МОТИНА старший научный сотрудник Института государства и права НАН Беларуси, кандидат юридических наук

Новая страница 1

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) однозначно определил осно­вания компенсации морального вреда, причи­ненного в сфере трудовых отношений. Статья 237 ТК РФ закрепила общее правило, согласно которому моральный вред компенсируется во всех случаях его причинения неправомерными действиями или бездействием работодателя. В Республике Беларусь компенсация мораль­ного вреда, причиненного работнику в про­цессе трудовой деятельности, возможна лишь в случаях, предусмотренных ст. 246, 434, 439 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Часть 2 ст. 60 Конституции Республи­ки Беларусь гласит: «С целью защиты прав и свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда». Применение указанной нормы Консти­туции свидетельствует об ее узком понимании в части определения оснований компенсации морального вреда. Верховный Суд Республики Беларусь при ее толковании исходит из того, что право на компенсацию морального вреда существует лишь при наличии соответствую­щих положений в нормативных актах, допускающих возможность такой компенсации (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда»).

В специальной литературе указывалось на спорность такого узкого понимания норм Конституции и Трудового кодекса в рас­сматриваемой части. Основой применения рассматриваемого способа защиты прав должна быть цель этого правового инсти­тута — защита прав и свобод гражданина. Характерно, что истцы, обращаясь в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольне­нием, в исковых заявлениях наряду с нор­мами Трудового кодекса ссылаются также на ст. 60 Конституции.

Очевидно, что без соответствующего правового закрепления права на компенса­цию морального вреда в случае нарушения нанимателем трудовых прав работника у последнего не будет права на удовлетворение такого иска. В связи с этим считаем допусти­мым воспользоваться российской законода­тельной практикой и закрепить в Трудовом кодексе общую норму, гарантирующую право работника на компенсацию морального вреда в случае нарушения нанимателем его трудо­вых прав.

Учитывая некоторый консерватизм судеб­ной практики, необходимо стремиться к изме­нению сложившейся тенденции, допускающей компенсацию морального вреда только в слу­чаях, предусмотренных в законе. Возмож­ным вариантом разрешения такой проблемы может стать параллельное закрепление как общих, так и частных случаев компенсации морального вреда в трудовых правоотноше­ниях. На схожих принципах построен и ТК РФ.
В гл. 38 «Материальная ответственность работодателя перед работником» содержится общая норма о компенсации морального вреда, причиненного работнику неправомерными дей­ствиями работодателя. При этом сохранены нормы, регулирующие аналогичные правоотношения при дискриминации в сфере труда (ст. 3 ТК РФ), незаконном переводе и увольне­нии (ст. 394 ТК РФ).

Право на труд является основным правом работника, которое предопределяет наличие всех остальных. Поэтому его нарушение наи­более ощутимо для работника. Характерно, что при обосновании сумм компенсации морально­го вреда в мотивировочной части суды нередко указывают на то, что незаконное увольнение нарушает право истца на труд. Данное право нарушается не только в случаях незаконного перевода и увольнения (ст. 246 ТК), но также и при необоснованном отказе в заключении трудового договора, незаконном отстранении от работы (ст. 16, 49 ТК).

В случае отстранения работник лишается возможности получения заработной платы, не может устроиться на другую работу, т.к. с ним не производится расчет, не выдается трудовая книжка. Фактически имеет место приостановление трудовых правоотношений. Логично признать, что неправомерное отстра­нение работника связано с нарушением права на труд, и ввиду указанных обстоятельств работник может претерпевать нравственные или физические страдания. С целью предо­ставления последовательной защиты права на труд считаем необходимым допустить воз­можность компенсации морального вреда при незаконном отстранении работника. Харак­терно, что данная категория трудовых споров не является малочисленной. В суды нередко обращаются работники с требованием о взы­скании заработка за время вынужденного прогула и о компенсации морального вреда, причиненного незаконным отстранением от работы. Суды отказывают в удовлетворении таких требований, мотивируя свои решения тем, что это не предусмотрено законодательством о труде.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (54), июль 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.