№ 8, август 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Знания на продажу

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Новая страница 1

«Секреты управления персоналом»: Специфика Бизнес школы ИПМ (Института приватизации и менеджмента) заключается в том, что она продает знания. Откуда эти знания берутся?

Павел Голенченко: Я выделил бы три источника знаний, которые использует Бизнес школа ИПМ: исследовательский центр, консалтинговый центр и собственно школа.

Исследовательский центр занимается в основном изучением экономики республики, различных отраслей, рынков, промышленных секторов, генерирует отчеты, которые в дальнейшем публикуются на сайтах, в специализированных журналах и используются для наших семинаров и тренингов. Такие исследования носят экономический, а не бизнес-характер. Обычно исследования нашему центру заказывают клиенты, но есть и такие, которые мы проводим ежегодно (например, обзор состояния и тенденций белорусского бизнеса). Есть некоторые исследования, которые я как руководитель бизнес-школы могу заказать для конкретного семинара или тренинга. Кроме того, наш центр входит в сеть исследовательских центров, сотрудничая и обмениваясь информацией с зарубежными центрами в России, Украине, Германии, США.

Второй источник знаний — консалтинговый центр. К сожалению, пока не все наши преподаватели участвуют в различных консалтинговых проектах, проводимых в основном с частным бизнесом и крупными предприятиями. Те, кто принимает участие, генерируют практические знания, преломляя теорию, полученную из книг, общения с коллегами, что позволяет получить знания для реализации бизнес-идей, стратегий, модернизации бизнеса.

И главный источник — это обучающие программы. Основную часть нашего портфеля составляют сертифицированные образовательные программы, например Королевского института маркетинга (The Chartered Institute of Marketing, CIM) (Великобритания), партнеров по программе Executive MBA, Немецкой школы по производственному менеджменту REFA. Это не столько адаптация программ, сколько их представление в Беларуси, подготовка слушателей для сдачи экзаменов, получение доступа к новым материалам, кейсам, исследованиям. Конечно, в рамках программы мы можем просто транслировать знания, но слушатели заставляют нас адаптировать информацию по вопросам реализации тех западных бизнес-технологий, которые даются в программе.

 

«СУП»: Чем вы руководствуетесь при выборе очередной образовательной программы?

П.Г.: В первые годы мы брали на себя ответственность и риск, представляя новые программы как необходимые, на наш взгляд, для развития белорусского бизнеса. Иногда приходилось адаптировать знания и программу больше, чем предполагалось, потому что путем исследований невозможно узнать, что реально требуется людям. Мы проводим такие исследования ежегодно, но когда вы спрашиваете людей, что им нужно, не так просто получить конкретный ответ.

Первые годы бизнес проходил предпринимательскую фазу, всем нужны были знания о том, как развивать бизнес, как управлять финансами. Сейчас возникла потребность в знаниях, как управлять ростом компании, персоналом. Знания технологий ведения бизнеса уже недостаточно, нужно грамотно строить структуру, грамотно «заточить» персонал, показать ему, как можно расти внутри организации, дать мотивацию, потому что без этого эффективность работы падает.

Сейчас мы вводим программы по принципу «больше слушать рынок, а не управлять им». Если говорить об абсолютно новой услуге или программе, то вряд ли рынок сможет ответить, нужно ли ему это. Тогда мы берем на себя риск, считая себя в какой-то степени экспертами. Если речь идет об адаптации программы, то все карты в руки нашим слушателям и клиентам мы доверяем высказываемым ими мнениям. Для бизнес-школы 60 % знаний поступает от наших партнеров, от программ, от обратной связи с аудиторией слушателей. Наши слушатели — люди с высшим образованием, с бизнес-опытом, поэтому 90 % программ – это обмен знаниями преподавателя и слушателей. И чем выше уровень в плане бизнес-опыта участников группы, тем эффективнее обмен. Для таких слушателей мы не являемся априори экспертами, но в то же время мы даем им новые схемы, модели, стратегии, которые помогут организовать их знания, опыт в общую концепцию, чтобы они смогли посмотреть на свой бизнес через призму новой информации. Не всем легко учиться таким образом, кто-то привык к конспектированию лекций. У нас нет лекций в чистом виде. Нужно включаться в активный обмен, в диалог, сразу применять услышанное в своем бизнесе.

 

«СУП»: Вы продаете знания слушателям бизнес-школы, в то же время ваши преподаватели по большей части привлечены из бизнеса и могут транслировать полученные у вас знания гораздо большему количеству людей. Вы регламентируете распространение знаний?

П.Г.: Здесь все зависит от человека, и я могу сказать, что наши основные преподаватели вряд ли пойдут на это. Но мы не можем контролировать этот процесс. Здесь нужно думать о получении и создании новых знаний и выстраивать такие отношения с преподавателем, чтобы с нами было интересно работать. Попытка жесткого контроля приводит к потере специалиста для школы. Есть только одна вещь, которую мы согласовываем и позволяем, — это преподавание в государственных вузах.

 

«СУП»: Ваших преподавателей мотивирует то, что они преподают в Бизнес школе ИПМ?

П.Г.: Да, безусловно. Есть часть преподавателей, которые пришли к нам в штат из бизнеса. Потом они вновь ушли в бизнес на более высокие позиции, но это не мешает им оставаться консультантом или преподавателем Бизнес школы ИПМ. Для тех, кто видит себя частью команды наши двери всегда открыты. Я не верю в трудоустройство на десять лет, заниматься столько времени преподаванием даже не очень эффективно. Два-три года в бизнесе сейчас дают человеку в плане опыта гораздо больше. В некоторых случаях мы даже рекомендуем человеку уйти в бизнес, чтобы он продолжил свое развитие, если мы видим, что дополнительное обучение не даст преподавателю нового импульса.

 

«СУП»: То есть вы можете инвестировать в знания преподавателей бизнес-школы? Получается, дополнительное обучение преподавателей — это еще один источник знаний?

П.Г.: Преподаватель должен учиться. И он должен учиться в более продвинутых местах, чем у нас. Иногда это Россия, потому что западное образование очень дорогое. Хотя через партнеров мы стараемся находить пути, чтобы значительная часть наших преподавателей проходила обучение за рубежом. Я обучался по программе Executive MBA, для меня это стало шагом развития, для дальнейшего руководства бизнес-школой.

 

«СУП»: Как вы считаете, это инвестиции в человека или в знания? Как на вас отражается утечка кадров?

П.Г.: Инвестиция инвестиции рознь — это может быть краткий семинар в Москве или образовательная программа за рубежом. Были случаи, когда люди, получая доступ к такой программе, уходили раньше, чем это было с ними оговорено, что всегда расстраивает. Но к этому нужно относиться философски — людей, если они приняли решение, удержать практически невозможно. Если преподаватель решил уйти, то мы либо неправильно распознали человека, либо не создали ему условия. Утечка есть. Некоторыми компаниями, не будем называть их конкурентными или неконкурентными, руководят или в них работают бывшие сотрудники Бизнес школы ИПМ. Со многими из них у нас вполне дружеские отношения.

Невозможно создать монополию на рынке бизнес-обучения. Сейчас модно говорить о нематериальных активах. В отношении школы — это люди с их знаниями, навыками. И если ключевые люди уходят, то мы теряем в стоимости, и иногда значительно. Знания уходят, и здесь не всегда можно рассматривать человека как ресурс. У этого ресурса есть свои планы на жизнь. Например, в течение последних лет из ИПМ ушло три ключевых преподавателя (все в разное время сотрудничали с нашим журналом. – Прим. ред.) — мы потратили много сил, чтобы оправиться от этого…

 

«СУП»:… сделали оргвыводы…

П.Г.: Да, и сейчас пытаемся сделать так, чтобы эта ситуация не повторилась. Предоставляются новые возможности роста – сотрудничаем с российскими, украинскими бизнес-школами, многие наши преподаватели ведут семинары в Москве. Приезжая преподавать туда, вы получаете опыт, который здесь будет востребован через три-четыре года.

 

«СУП»: Уходит человек — уходят знания. Каким образом все-таки удается накапливать знания в Бизнес-школе?

П.Г.: Перед каждым полугодием и в течение его мы представляем на обсуждение преподавателям новые программы. Мы пытаемся стимулировать (хотя это не так просто) совместное преподавание: когда два преподавателя работают в одной аудитории или преподают в рамках одного курса, разделяя его на тематические блоки.

Все учебные материалы семинаров сохраняются, есть большая база, однако учебный материал — это всего 10 % информации. На семинарах материалы многих своих курсов я раздаю слушателям в электронном виде. Я не вижу в этом опасности. Материалы курсов — это не эксклюзив, это переработанная информация, а основа полученного знания – это активная работа, диалог слушателя и консультанта.

 

«СУП»: Какие образовательные программы, какие знания актуальны сейчас для белорусского бизнеса?

П.Г.: Руководителям и владельцам бизнеса нужны интегрированные знания: управление ростом компании, планирование, передача бизнеса от собственника наемному менеджеру, управление персоналом. На уровне среднего звена и специалистов — необходимы профессионалы-эксперты в определенных областях. В предыдущие несколько лет были нужны финансовые дисциплины, сейчас набирает обороты маркетинг, постепенно повышается спрос на управление персоналом, опять поднимается тема управления производством. Продажи — вечная тема, самая популярная на рынке бизнес-образования.

Сейчас основной спрос приходится на программы для менеджеров среднего звена. «Топы» учатся меньше, но на дорогих программах, среднее звено компании учат на более продолжительных программах среднего ценового диапазона.

 

«СУП»: В чем причина?

П.Г.: Топ-менеджеры подтягивают среднее звено, так как развитие бизнеса требует делегирования полномочий, отдачи инициативы среднему звену, что требует определенных управленческих навыков. «Топы» учатся везде, потому что человек сам себе хозяин: владеешь языками – можно получить бизнес-образование за границей, нет – в Москве.

Нам интересно работать как с менеджерами высшего, так и среднего звена, потому что это будущие «топы». «Топы» — наиболее требовательные слушатели, не все преподаватели готовы работать с такой аудиторией. Моя задача как руководителя – постепенный рост преподавателей до топ-аудитории. Консультант, работающий с директорами, должен хорошо знать их среду и говорить с ними на одном языке.

 

«СУП»: За что готовы платить компании, желающие получить у вас знания?

П.Г.: Для кого-то привлекателен западный диплом — чем престижнее, тем лучше. Это характерно для наемных менеджеров. Для владельцев бизнеса — это знания, которые они получают, и доступ в элиту, определенный круг общения плюс новый взгляд на бизнес со стороны преподавателей и слушателей курса, соседей по парте. Для специалистов — конкретные навыки. Прослушав семинар, пройдя тренинги, они должны через месяц показать конкретный результат, оправдать средства, вложенные в их обучение. Не всегда это правильный подход. Есть обучение, которое дает человеку возможность проявить себя, реализовать те знания, которые он получил. И если он остается в компании на прежней позиции, то начинает искать место на стороне, уходит из компании и уносит те знания, за которые компания заплатила.

 

«СУП»: Вы поддерживаете обратную связь, слышите критику?

П.Г.: Есть определенный формализованный подход: после каждого курса слушатели заполняют анкеты. У нас есть данные о том, как оценили работу преподавателя, насколько семинар дает новые знания и практические навыки, возможности для развития. Анкета позволяет обсудить возможности совершенствования семинара. Это сложный момент, все творческие люди очень ранимы, а анкета — это одно из мнений конкретного слушателя. Может, оно и не совсем корректно, но есть вещи, которые мы всегда учитываем.

Если какая-то анкета выбивается из общего ряда, то всегда выясняем, в чем проблема. Недовольные клиенты бывают в любом бизнесе. Иногда у слушателей формируется неправильные ожидания. Как правило, все ситуации мы отрабатываем: встречаемся с теми людьми, выясняем, что же они ожидали, в чем причина недовольства, вместе ищем варианты того, как исправить ситуацию. Недовольные клиенты тем ценны для компании, что дают возможность «работать над ошибками», избегать их впредь. Недаром аксиомой стало положение о том, что правильно «отработанная» жалоба является залогом дальнейшего конструктивного сотрудничества.

 

«СУП»: Были случаи, когда клиент становился преподавателем Бизнес-школы?

П.Г.: Да, и, как правило, он начинает с небольших блоков. Если мы видим, что у человека есть знания, опыт, мы можем пригласить его на два часа, потом на четыре часа. Для западных школ это частое явление, так называемый гостевой лектор. Это, как правило, человек из бизнеса, который проводит семинар на узкую тему. У нас пока нет таких экспертов, потому что большинство людей не имеет бизнес-образования и их опыт – это опыт предпринимательства, поделиться которым они не всегда готовы. Но тенденция наблюдается, формируется звено топ-менеджеров, которые, кроме того что являются экспертами в определенной области, могут преподавать, делиться своими знаниями; это, собственно говоря, и есть идеальный профиль преподавателя бизнес-школы.

 

«СУП»: Вам лично хотелось бы получить знания в Бизнес школе ИПМ?

П.Г.: Да, я посещаю семинары Бизнес школы ИПМ, в основном, краткосрочные, однодневные. Конечно, я лучше знаю, что мне нужно в области бизнес-образования, чем среднестатистический клиент.

Мы всегда совершенствуем программы – это процесс постоянный. Что входит в понятие качества занятий — то, как работал преподаватель? Или насколько актуальна тема? Мы пытаемся собрать лучших преподавателей и пытаемся иметь лучшее качество знаний. Однако не все люди готовы на это работать. Кто-то не может найти время в связи с загрузкой в бизнесе. Если не приходим к общему мнению, приходится с таким преподавателем расставаться. Все зависит от ситуации. В таких услугах как преподавание подобные вопросы будут всегда. Сейчас мы разрабатываем новые темы внутри компании, одна из которых – управление качеством: какие мероприятия нужно провести, какие усилия приложить, чтобы улучшить качество и контролировать его.

 

«СУП»: Как происходит обмен знаниями внутри школы — неформальными или формальными способами?

П.Г.: Конечно, в основном обмен идет неформальный, при этом нужно учитывать, что преподаватель получает знания путем изучения литературы и консалтинга, пропускает их через себя, затем выдает в виде обучающих программ как продукт. От успешности этого продукта зависит заработок преподавателя. Конечно, своими новыми наработками не любит делиться никто. И это уже наша задача — каким-то образом поддерживать процесс обмена знаниями. Неформальное общение, конечно, зависит от людей. Я, например, очень активно делюсь знаниями в преподавании маркетинга. У меня не хватает времени на проведение большого количества программ, поэтому я готов отдавать свои знания.

Среди формальных процедур — презентации своих программ (это делается несколько раз в году) и использование информационной системы Lotus, где складируются все учебные материалы, статьи, переводные материалы, куда можно зайти и по заголовкам найти нужную информацию.

 

«СУП»: В заключение хотелось бы спросить — у вас наступал момент пресыщения знаниями?

П.Г.: Он может наступить, если вы черпаете знания и долго их не используете. С этим сталкиваются люди, которые не получают развития в своей компании. Мне удавалось вовремя переходить в другой бизнес либо менять свою позицию. Преподаватель может несколько устать от знаний, тогда мы ищем возможность что-то для него изменить. Все же, на мой взгляд, знания в основном формируются порциями, образно говоря «информационной инъекцией».

 

 

Павел Голенченко. Окончил программу International Executive MBA, IEDC-BLED SCHOOL OF MANAGEMENT, магистр экономических наук. Имеет сертификат по бизнес-администрированию Экономического института и Университета Колорадо. Руководил первой в Беларуси программой МВА в Международной высшей школе бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Участвовал в международных образовательных проектах: REAP совместно с Бизнес-школой университета Кингстона, Великобритания, а также в международном образовательном проекте совместно со Школой менеджмента и экономики университета Векша (Швеция). Опыт преподавания бизнес-дисциплин с 1999г. Практический опыт управления маркетингом с 1999 г. Опыт консалтинговой работы с 2000 г.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (55), август 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.