Новая страница 1
«Секреты управления
персоналом»: Сергей, что такое, на ваш взгляд, управление знаниями?
Сергей Арсентьев:
Занесение данных о ноу-хау и трудовом процессе в одну базу с общим доступом,
обработка данных (выборки, зависимости, поиск нестыковок и узких мест в работе),
на основе выводов — принятие решений по оптимизации процессов.
Идея состоит в том, что если
формализовать все имеющиеся в большой компании знания, то можно «нарыть» много
новой информации, которая позволит получить конкурентное преимущество, уменьшить
затраты, сделать работу более эффективной, выбрать наиболее надежных поставщиков
и партнеров, перестроить работу с клиентами, изменить схему поощрения
сотрудников — то есть буквально все перевести на другой уровень, оторваться от
интуиции, субъективности, подражания конкурентам и перейти к аналитическому,
взвешенному подходу к принятию решений. Короче, очередная американская идея с
красивым названием «Как всех спасти».
«СУП»: Когда возникает
необходимость «всех спасать»? Существуют ли какие-нибудь признаки?
С.А.:
Если ключевые функции
завязаны на конкретных «незаменимых» людях. Если нельзя понять, почему часто
происходят одни и те же ошибки и нестыковки. Если не понятно, почему нарушаются
крайние сроки. Если один отдел не знает и не хочет знать, что творится в других.
Если конкуренция между подразделениями за распределение внутренних ресурсов
начинает явно вредить общей эффективности работы. А также, и это основное, если
появляется ощущение, что конкуренты работают быстрее, дешевле и самое страшное —
качественнее и организованнее. В таких случаях надо что-то срочно менять.
«СУП»: Не могли бы вы
привести пример из собственного опыта, когда отсутствие или, наоборот, наличие в
компании УЗ имело какие-либо позитивные или негативные последствия?
С.А.:
В настоящее время наша
компания стоит перед срочной необходимостью создания или внедрения базы данных с
распределенным доступом сотрудников и экспортом данных в Интернет. Без такой
базы с каждым днем все сложнее и сложнее контролировать работу с клиентами.
Однако у нас очень неформализованный бизнес, и есть справедливые сомнения по
поводу того, что такая база может как ускорить обработку типовых ситуаций, так и
замедлить обработку всех прочих. А нетипичных клиентов и запросов у нас
приблизительно столько же, сколько типичных.
«СУП»: Что дает руководству
УЗ? Можно ли измерить его эффективность?
С.А.:
Менеджменту, прежде всего
топ-менеджменту, дает иллюзию информированности и оперативного контроля за
ситуацией. Иллюзию — потому что они все равно видят только то, что введено в
базу. Рядовым сотрудникам — возможность получить информацию в обезличенном виде,
«только факты». Что касается эффективности — не знаю, слишком много факторов. Не
думаю, что на постсоветском пространстве формальные знания имеют больший вес,
чем, например, опыт, интуиция, и самое главное — связи того или иного
специалиста.
Пусть есть менеджер
Загоруйко и поставщик Зигмундович. Дочь Загоруйко — невестка Зигмундовича.
Поэтому Загоруйко все время получает от поставщика Зигмундовича партии товара
раньше срока и с большой скидкой. Еще и пилит откат на двоих. Загоруйко уходит в
отпуск. Я пытаюсь получить партию товара от Зигмундовича. Мне ее предлагают на
стандартных условиях. И база знаний никак мне здесь не поможет.
«СУП»: Почему же вас
заинтересовала тема УЗ?
С.А.:
Дело в том, что концепция УЗ
отвечает моему внутреннему убеждению: нет ничего сложного, все можно объяснить
простым языком. Когда я впервые прочитал небольшую статью об управлении
знаниями, то понял, что именно об этом я хотел бы писать диссертацию. Мне
прислали книжки с
Amazon.com,
и я убедился, что это какой-то очередной американско-японский управленческий
миф.
«СУП»: Вы писали диссертацию
шесть лет назад. Хотя принято считать, что в России в полной мере об УЗ
заговорили лишь 3-4 года назад.
С.А.:
За последние 3-4 года
управление знаниями как-то незаметно превратилось в
CRM
и получило практическое воплощение. Никого уже не удивляет, что оператор службы
доставки в ходе разговора по базе может по вашей фамилии восстановить номер
договора и сказать, сколько и чего вы заказывали в феврале. Или что стоит только
выразить заинтересованность в какой-то теме, побывав на семинаре или
конференции, как анонсы посыпятся в ваш почтовый ящик, и останется только
выбрать наиболее интересные мероприятия.
«СУП»: Одни
считают, что УЗ — это технологическое решение, позволяющее знания сохранять,
анализировать и так далее. Другие утверждают, что лишь около 20 % знаний
компании можно формализовать. Как бы вы прокомментировали ситуацию? Есть ли у
вас примеры, когда специально разработанное или приобретенное технологическое
решение, как это говорят айтишники, становилось «памятником»?
С.А.:
Примеров нет. Вполне
логично: если у кого-то что-то получилось, никто не будет об этом рассказывать,
наружу выплывает один приторный
PR.
В принципе, любой проект по внедрению новых технологий, то есть по инновациям,
можно подвести под реализацию проекта по управлению знаниями на предприятии. А
про это пишут везде. Я долгое время читал «Компьютерру» и специальный журнал
Intelligent Enterprise
(www.iemag.ru).
Но потом поймал себя на том, что вновь и вновь читать про проект «внедрения» —
успешно проложенные 10 километров кабеля и 500 розеток - неинтересно. Да и цифры
всякие по снижению затрат и увеличению эффективности мне как экономисту весьма
подозрительны.
Нет, безусловно, люди вокруг
что-то делают, и, в конечном счете, становится лучше — быстрее, проще и так
далее. Но свет клином на айтишниках не сошелся. Можно эти деньги, например,
отдать аудиторам , или на тренинги, или консультантам - и они тоже докажут, что
за счет их деятельности все улучшилось на порядок. Или на два. И даже расчеты
похожие приведут. И термины модные используют — какие попросите. А что на самом
деле произошло, никто не узнает.
Я полагаю, что УЗ как подход
хорошо работает в стабильной ситуации и в большой компании, когда , в принципе,
все хорошо, но хотелось бы лучше; когда «страна как есть богата, порядка только
нет»; там, где десять тысяч долларов на разработку, внедрение, обучение и так
далее реально могут сэкономить пару сотен тысяч в год. Потому что оптимизировали
существующие потоки информации, и все стало быстрее вертеться, и это дало такую
экономию на больших объемах.
В маленькой или средней
компании процесс формализации будет стоить достаточно дорого и будет, скорее
всего, бесполезен. Нового, интересного вытащить не удастся, а ситуация меняется
так быстро, что алгоритмы работы меняются сами по себе, и часто.
«СУП»:
Как-то в интервью нашему
журналу известный украинский брендмейкер Валентин Перция сказал, что он проводит
тренинги с целью «избавить себя от груза знаний. Я не собака не сене, поэтому
хочу отдавать свои знания. Моя философия такова: только сосуд, из которого
способна выливаться жидкость, способен принять в себя новую жидкость. Поэтому я
щедро и без оглядки готов делиться всем своим опытом с теми, кто готов его
«поднять»».
С.А.:
Завлекать алкогольными
аналогиями — хороший маркетинговый ход. Особенно на тренинги, которые, по сути,
предоставляют возможность взять оплачиваемый отгул и хорошо провести время за
счет компании.
«СУП»:
Приходилось ли вам сталкиваться
с тем, что российские компании продают свои знания?
С.А.:
Что российские — нет. Что
западные — да, например предлагали купить франшизы, подразумевающие в том числе
и обучение стандартным для головной компании вещам: порядку работы с клиентами,
отчетности и так далее. В идеале, это концентрированное знание о том, как
зарабатывать деньги.
«СУП»:
Можно ли вообще
проконтролировать тот бесценный капитал, который остается в головах сотрудников?
Что, на ваш взгляд, может мотивировать людей на то, чтобы делиться знаниями?
С.А.:
Все придумано до нас.
Скажем, рационализаторские предложения в СССР: если можешь улучшить процесс и
доказать, что это приносит деньги, значит ты хороший человек, на тебе денег,
набор продуктовый и благодарность в рамочке. А теперь каждый за себя. Знания,
ноу-хау — это почти сразу деньги. Трудно пропагандировать коллективизм и
взаимовыручку, если уже второй десяток лет нас учат: помоги себе сам. Особенно
радовали пассажи в американских книжках по управлению знаниями – ах, вот как
здорово работать, если сотрудники подразделения не топят друг друга, а стараются
помочь, посоветовать. Так никто и не сомневался! Зачем же это управлением
знаниями называть?
«СУП»:
Кстати, при каких условиях, вы
поделились бы знаниями для компании, в которой работаете?
С.А.:
У нас как раз такая
компания, в которой невозможно работать без того, чтобы каждый день не делиться
знаниями с окружающими — как сотрудниками, так и клиентами. Может быть, это
оттого, что мы и туристическая, и образовательная компания?
«СУП»: Приходилось ли вам
сталкиваться с «живыми» директорами по управлению знаниями (СКО)?
С.А.:
Да как-то не пришлось. Вот
недавно пытался поговорить по телефону с директором не больше не меньше чем «по
стратегическому маркетингу» одной розничной блинной сети и потом долго думал,
чем же он может быть занят на рабочем месте, кроме перекладывания бумажек.
Полагаю, что в любой компании с большими оборотами достаточно места для
«свадебных генералов» с пышными титулами. Уверен, что в тех же компаниях
реальными директорами по управлению знаниями являются совсем другие люди.
«СУП»: Что изменилось за
время, прошедшее со дня написания вашей диссертации по УЗ?
С.А.:
Компьютеры, базы данных,
интернет-доступ к ним стали в России обычными, повседневными. Появилась
технологическая база для внедрения технологий управления знаниями. Для того
чтобы решить проблемы на работе, люди ищут информацию в локальной сети, в
Интернете, в архиве своей почты, посылают запросы знакомым, то есть они привыкли
все доверять компьютеру. Это, скажем так, эмоциональная база.
Однако конкуренция в меньшей
степени зависит от технологичности и в большей — от личных связей, репутации,
близости к административному ресурсу, И тут управление знаниями помочь не в
состоянии.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (55), август 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.