Новая страница 4
Пост охраны функционирует 24 часа. Штатным
расписанием предусмотрено 5 единиц, фактически принято четыре работника,
которые работают по 24 часа. Нанимателем принято решение о разрешении так
называемого совместительства четырем работникам с доплатой по 0,25 ставки
вакантной должности каждому. Будет ли правильным организовать работу охранников
в 24-часовом режиме при суммированном учете рабочего времени? Законна ли
указанная доплата охранникам для исключения фактов переработки за учетный
период?
Совместительство — выполнение
работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой
работы у того же или другого нанимателя на условиях трудового договора (ст. 343
Трудового кодекса Республики Беларусь). На основании данной статьи Трудового
кодекса работа может быть признана совместительством с учетом двух основных
условий:
§
если эта работа постоянно выполняется
в свободное от основной работы время (например, по основному месту работы
работа заканчивается в 17 часов, а по совместительству начинается после 17
часов);
§
если для выполнения работы по
совместительству с работником заключен отдельный трудовой договор, в котором
указывается, что работа будет выполняться по совместительству.
За работу по совместительству
доплаты не устанавливаются. На основании ст. 346 ТК оплата труда работающих по
совместительству производится пропорционально отработанному времени.
Таким образом, в изложенной
ситуации можно посоветовать следующее:
§
уточнить, введен ли, как установлено в
ст. 126 ТК, суммированный учет рабочего времени работников охраны и установлена
ли для них конкретная продолжительность учетного периода;
§
проанализировать целесообразность (с
учетом возможных последствий) установленной работникам охраны продолжительности
непрерывной работы в течение 24 часов, имея в виду при этом, что физиологически
человек не может в течение суток непрерывно работать и даже самый ответственный
работник часть рабочего времени будет спать;
§
рассчитать численность работников
охраны с учетом времени действия рабочего места. Как правило, при непрерывном
времени действия рабочего места согласно расчету штата с учетом резерва на
отпуск в штатном расписании предусматривается 4,5 единицы, а не 5 единиц, как
указано в вопросе;
§
при необходимости выполнения
определенной работы по совместительству в свободное от основной работы время
заключить с соответствующими работниками другие трудовые договоры, в которых
предусмотреть работу по совместительству с оплатой труда за фактически
отработанное время по совместительству.
На предприятии работает водитель на легковом
автомобиле, которому производится доплата за ненормированный рабочий день в
размере 25 %. Ежедневно утром водитель забирает директора из дома и вечером
отвозит его домой. Иногда работника на час или немного больше привлекают к
работе в выходные дни. Нужно ли ему еще доплачивать, если да, то сколько?
В соответствии с
законодательством все работники имеют право на выходной день. При привлечении их
к работе в выходной день должна производиться компенсация за работу в выходной
день по правилам и нормам, изложенным в ст. 69 и 146 ТК. Названные статьи
распространяются на всех работников, в том числе и тех, которым установлен
ненормированный рабочий день.
Следовательно, при привлечении
водителя служебного легкового автомобиля, которому установлен ненормированный
рабочий день, к работе в выходной день ему должна быть произведена компенсация,
которая определяется на основании указанных статей Трудового кодекса с учетом
фактически отработанного времени в выходной день.
Может ли тарифная ставка первого разряда для
коммерческих организаций быть больше бюджета прожиточного минимума? Каков
максимальный размер тарифной ставки первого разряда?
Пунктом 1 постановления Совета
Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 1651 «О некоторых
вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций»
(далее — постановление № 1651) установлен базовый предельный норматив тарифной
ставки первого разряда для коммерческих организаций государственной формы
собственности и с долей собственности государства в их имуществе. На
коммерческие организации с частной формой собственности данный пункт
постановления № 1651 не распространяется.
Базовый предельный норматив
тарифной ставки первого разряда, утверждаемый Советом Министров Республики
Беларусь, установлен в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного
населения. Пунктом 2 постановления № 1651 установлены дифференцированные
отраслевые коэффициенты к базовому предельному нормативу тарифной ставки
первого разряда, которые приведены в приложении 1 к постановлению № 1651.
Заметим, что отраслевые коэффициенты имеют целевое назначение и применяются
лишь для определения базового предельного норматива тарифной ставки первого
разряда.
Известно, что бюджет
прожиточного минимума исчисляется по ценам последнего месяца квартала.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2005 г. №
1184 «Об утверждении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения
и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2005 г. в
расчете на один месяц» утвержден бюджет, который применялся в период с 1 ноября
2005 г. по 31 января 2006 г. Величина бюджета прожиточного минимума для
трудоспособного населения для названного периода установлена в размере 165 060
руб. В последующем бюджет прожиточного минимума будет определен по ценам
декабря 2005 г. и время его действия начнется с 1 февраля 2006 г. Если,
например, коммерческая организация относится к машиностроению, то для нее по
31 января 2006 г. базовый предельный размер тарифной ставки первого разряда с
учетом отраслевого коэффициента будет 198 072 руб. (165 060 х 1,2).
Коммерческая организация
государственной формы собственности или с долей собственности государства в ее
имуществе не может устанавливать тарифную ставку первого разряда, превышающую
предельный размер (в нашем примере — 198 072 руб.). Коммерческие организации
частной формы собственности могут устанавливать тарифную ставку первого разряда
выше, чем ее базовый предельный размер. При этом в соответствии с подп. 3.3 п.
3 постановления № 1651 коммерческая организация при превышении предельного
размера применяемой тарифной ставки первого разряда имеет право включать в
затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг),
учитываемые при ценообразовании и налогообложении, выплаты по тарифным ставкам,
должностным окладам, исчисленным исходя из тарифной ставки первого разряда, не
превышающей ее предельного размера. Источником выплаты суммы названного
превышения является прибыль, остающаяся после налогообложения. Данная норма
распространяется на все коммерческие организации, кроме организаций с
иностранными инвестициями.
Может ли на предприятии быть несколько ставок первого
разряда, т.е. для рабочих одна, а для руководителей другая?
Законодательством это не
запрещено. Если ранее в организации применялась одна тарифная ставка первого
разряда, то для установления определенной категории работников коммерческой
организации с частной формой собственности более высокого размера этой ставки
необходимо аргументировать принятие такого решения. Также для этого должны быть
соответствующие экономические условия, в числе которых: отсутствие
задолженности перед бюджетом, по заработной плате, обеспечение своевременных
расчетов по платежам и др. Коммерческие организации государственной формы
собственности и с долей собственности государства в их имуществе могут повышать
тарифную ставку первого разряда в соответствии с правилами, установленными
постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24
февраля 2005 г. № 18/23/34.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (61), февраль 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.