№ 2, февраль 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Вопросы, связанные с оплатой труда работников коммерческих организаций

Рубрика «Оплата труда»

Г.Ф. АСОСКОВА, экономист

Новая страница 4

Пост охраны функционирует 24 часа. Штатным расписанием предусмотрено 5 единиц, факти­чески принято четыре работника, которые работают по 24 часа. Нанимателем при­нято решение о разрешении так называемого совместительства четырем работникам с допла­той по 0,25 ставки вакантной должности каждо­му. Будет ли правильным организовать работу охранников в 24-часовом режиме при сумми­рованном учете рабочего времени? Законна ли указанная доплата охранникам для исключения фактов переработки за учетный период?

Совместительство — выполнение работ­ником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или другого нанимателя на условиях трудового договора (ст. 343 Трудового кодек­са Республики Беларусь). На основании дан­ной статьи  Трудового кодекса работа может быть признана совместительством с учетом двух основных условий:

§         если эта работа постоянно выполня­ется в свободное от основной работы время (например, по основному месту работы рабо­та заканчивается в 17 часов, а по совмести­тельству начинается после 17 часов);

§         если для выполнения работы по совме­стительству с работником заключен отдельный трудовой договор, в котором указывается, что работа будет выполняться по совместительству.

За работу по совместительству доплаты не устанавливаются. На основании ст. 346 ТК оплата труда работающих по совместитель­ству производится пропорционально отрабо­танному времени.

Таким образом,  в изложенной ситуации можно посоветовать следующее:

§         уточнить, введен ли, как установлено в ст. 126 ТК, суммированный учет рабочего вре­мени работников охраны и установлена ли для них конкретная продолжительность учетного периода;

§         проанализировать целесообразность (с учетом возможных последствий) установленной работникам охраны продолжительно­сти непрерывной работы в течение 24 часов, имея в виду при этом, что физиологически человек не может в течение суток непрерывно работать и даже самый ответственный работ­ник часть рабочего времени будет спать;

§         рассчитать численность работников охраны с учетом времени действия рабочего места. Как правило, при непрерывном време­ни действия рабочего места согласно расчету штата с учетом резерва на отпуск в штатном расписании предусматривается 4,5 единицы, а не 5 единиц, как указано в вопросе;

§         при необходимости выполнения опре­деленной работы по совместительству в свободное от основной работы время заключить с соответствующими работниками другие тру­довые договоры, в которых предусмотреть работу по совместительству с оплатой труда за фактически отработанное время по совме­стительству.

 

На предприятии работает води­тель на легковом автомобиле, которому производится доплата за ненормированный рабочий день в размере 25 %. Ежедневно утром води­тель забирает директора из дома и вечером отвозит его домой. Иногда работника на час или немного больше привлекают  к работе в выходные дни. Нужно ли ему еще доплачи­вать, если да, то сколько?

В соответствии с законодательством все работники имеют право на выходной день. При привлечении их к работе в выходной день должна производиться компенсация за работу в выходной день по правилам и нормам, изло­женным в ст. 69 и 146 ТК. Названные статьи рас­пространяются на всех работников, в том числе и тех, которым установлен ненормированный рабочий день.

Следовательно, при привлечении водителя служебного легкового автомобиля, которому установлен ненормированный рабочий день, к работе в выходной день ему должна быть произведена компенсация, которая определяется на основании указанных статей Трудового кодекса с учетом фактически отработанного времени в выходной день.

 

Может ли тарифная ставка пер­вого разряда для коммерческих организаций быть больше бюд­жета прожиточного минимума? Каков максимальный размер тарифной ставки первого разряда?

Пунктом 1 постановления Совета Мини­стров Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 1651 «О некоторых вопросах регу­лирования оплаты труда работников коммер­ческих организаций» (далее — постановление № 1651) установлен базовый предельный нор­матив тарифной ставки первого разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собствен­ности государства в их имуществе. На ком­мерческие организации с частной формой собственности данный пункт постановления  № 1651 не распространяется.

Базовый предельный норматив тариф­ной ставки первого разряда, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь, установлен в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения. Пунктом 2 постановления № 1651 установле­ны дифференцированные отраслевые коэффициенты к базовому предельному нормати­ву тарифной ставки первого разряда, которые приведены в приложении 1 к постановлению № 1651. Заметим, что отраслевые коэффи­циенты имеют целевое назначение и приме­няются лишь для определения базового пре­дельного норматива тарифной ставки первого разряда.

Известно, что бюджет прожиточного мини­мума исчисляется по ценам последнего меся­ца квартала. Постановлением Совета Мини­стров Республики Беларусь от 26 октября 2005 г. № 1184 «Об утверждении бюдже­та прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2005 г. в расчете на один месяц» утверж­ден бюджет, который применялся в период с 1 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г. Вели­чина бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения для названного периода установлена в размере 165 060 руб. В последующем бюджет прожиточного мини­мума будет определен по ценам декабря 2005 г. и время его действия начнется с 1 февраля 2006 г. Если, например, коммерче­ская организация относится к машинострое­нию, то для нее по 31 января 2006 г. базовый предельный размер тарифной ставки первого разряда с учетом отраслевого коэффициента будет 198 072 руб. (165 060 х 1,2).

Коммерческая организация государствен­ной формы собственности или с долей собственности государства в ее имуществе не может устанавливать тарифную ставку перво­го разряда, превышающую предельный раз­мер (в нашем примере — 198 072 руб.). Коммерческие организации частной формы собственности могут устанавливать тариф­ную ставку первого разряда выше, чем ее базовый предельный размер. При этом в соот­ветствии с подп. 3.3 п. 3 постановления № 1651 коммерческая организация при превышении предельного размера применяемой тарифной ставки первого разряда имеет право включать в затраты по производству и реализации про­дукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, выплаты по тарифным ставкам, должностным окладам, исчисленным исходя из тарифной ставки первого разряда, не превышающей ее предельного размера. Источником выплаты суммы названного превышения является при­быль, остающаяся после налогообложения. Данная норма распространяется на все ком­мерческие организации, кроме организаций с иностранными инвестициями.

 

Может ли на предприятии быть несколько ставок первого разря­да, т.е. для рабочих одна, а для руководителей другая?

Законодательством это не запрещено. Если ранее в организации применялась одна тарифная ставка первого разряда, то для уста­новления определенной категории работников коммерческой организации с частной формой собственности более высокого размера этой ставки необходимо аргументировать приня­тие такого решения. Также для этого должны быть соответствующие экономические усло­вия, в числе которых: отсутствие задолжен­ности перед бюджетом, по заработной плате, обеспечение своевременных расчетов по пла­тежам и др. Коммерческие организации госу­дарственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе могут повышать тарифную ставку первого разряда в соответствии с правилами, установ­ленными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2005 г. № 18/23/34.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (61), февраль 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.