№ 8, август 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Отдельные особенности организации и оплаты труда водителей автомобилей

Рубрика «Оплата труда»

И.А. Козлитинова, начальник отдела регламентации и нормирования труда Главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Особенности регулирования режима рабочего времени и времени отдыха

При организации перевозок пассажиров и грузов автомобилями важное значение имеет режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — водители).

Под режимом рабочего времени понимается порядок распределения нанимателем установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов (ст. 123 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни.

Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха водителей определяется Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13 (далее — Положение).

Соблюдение режима труда и отдыха водителей, установленного Положением, является обязательным для коммерческих организаций всех организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, применяющих наемный труд водителей.

В той части, в которой режим рабочего времени и времени отдыха водителей не регулируется Положением, применяются общие нормы Трудового кодекса. 

 Началом работы водителя считается момент явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности). Окончанием работы водителя является время освобождения от работы после проведения заключительных работ по возврату автомобиля к месту стоянки. При этом следует учитывать, что время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание и умывание перед началом и после окончания работы, на регистрацию прихода и ухода с работы, в рабочее время водителя не включается.

В отдельных случаях начало и окончание работы (смены) может устанавливаться вне места постоянной работы, о чем водителю должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены). 

Согласно п. 6 Положения в состав рабочего времени водителей помимо времени движения автомобиля включается время:

            ■ подготовительно-заключительное — для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены (продолжительность 20 минут в смену);

            ■ проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью 5 минут в смену;

            ■ стоянки в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров;

            ■ простоев не по вине водителя;

            ■ дополнительного специального перерыва (технического), предусмотренное графиком работы (сменности) для кратковременного отдыха водителя от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания;

            ■ стоянки при междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах, предусмотренное графиком работы (сменности) для охраны груза и автомобиля.

При обслуживании автомобиля двумя водителями время, предусмотренное заданием на рейс, засчитывается им в половинном размере.

В случаях направления водителей в служебную командировку учет их рабочего времени осуществляется в порядке, установленном по месту их основной работы. Если в месте служебной командировки организована работа водителя по графику, отличному от графика работы (сменности) в месте его постоянной работы, то рабочее время водителя учитывается по его фактической продолжительности с обязательным представлением табеля учета рабочего времени, оформленного в установленном порядке.

Нормативное время пребывания водителя в служебной командировке рассчитывается исходя из:

■ дальности поездки (расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения);

■ средней эксплуатационной скорости движения или расчетной нормы пробега автомобиля (50 км/час — для дорог с усовершенствованным покрытием; 70 км/час — для автомагистралей);

■ соблюдения требований по продолжительности рабочего времени, предоставлению перерывов для отдыха и питания и дополнительных специальных перерывов, предусмотренных законодательством и Положением. 

Водителям предоставляются следующие виды отдыха:

■ перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более 2 часов;

■ дополнительные специальные перерывы (технические) продолжительностью 20 минут после управления автомобилем в течение четырех часов, если не наступает период перерыва для отдыха и питания;

■ ежедневный отдых (междусменный) продолжительностью вместе с перерывом для отдыха и питания не менее двойной продолжительности времени, затраченного на работу в предыдущий рабочий день (смену);

■ еженедельный отдых (выходные дни);

■ отдых в государственные праздники и праздничные дни;

■ трудовой отпуск;

■ социальные отпуска.

Особенности определения тарифных ставок (окладов)

Учитывая специфику труда водителей, определение их тарифных ставок (окладов) имеет некоторые особенности.

Так как профессия водителя не тарифицируется по разрядам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, месячные тарифные ставки (оклады) водителей определяются умножением кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда на тарифную ставку 1-го разряда, установленную в коммерческой организации.

Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для расчета тарифных ставок (окладов) водителей установлены в приложении 3 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123, с изменениями и дополнениями (далее — Инструкция).

Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда установлены:

■ для грузовых автомобилей — в зависимости от грузоподъемности автомобиля в тоннах и типа грузового транспортного средства (бортовые автомобили и автомобили-фургоны общего назначения; специализированные и специальные автомобили-самосвалы, рефрижераторы, седельные тягачи с прицепами и полуприцепами и др.; автомобили ассенизационные, по перевозке цемента и др.);

■ для автобусов — в зависимости от габаритной длины автобуса в метрах;

■ для легковых автомобилей — в зависимости от рабочего объема двигателя в литрах.

Некоторые особенности имеет определение грузоподъемности грузовых автомобилей в зависимости от их типа. Эти размеры устанавливаются исходя из параметров и назначения грузового автомобиля, указанных заводом-изготовителем в технической характеристике (паспорте) автомобиля. Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда определяются с учетом отдельных особенностей определения грузоподъемности автомобиля.

Когда в результате совершенствования автомобиля организациями или заводами-изготовителями увеличивается его грузоподъемность, в техническую характеристику (паспорт) автомобиля вносятся соответствующие изменения, а кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда водителей таких автомобилей определяются по новой технической (паспортной) характеристике.

Наниматель на основании коллективного договора, соглашения может уменьшить до 20 % кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда водителей в тех случаях, когда автомобильные перевозки грузов и пассажиров для него не являются основным видом экономической деятельности.

ПРИМЕР 1

В коммерческой организации, занимающейся оптовой торговлей, используется автомобиль «МАЗ-437041-221». Тарифная ставка 1-го разряда в организации — 150 000 руб. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для определения тарифной ставки водителя автомобиля «МАЗ-437041-221» составит 2,22, т.к. указанный автомобиль относится к бортовым автомобилям грузоподъемностью 4,8 тонны.

В этом случае месячная тарифная ставка (оклад) водителя при отработке им установленной продолжительности рабочего времени составит:

150 000 руб. х 2,22 = 333 000 руб.

Если наниматель принял решение об уменьшении кратного размера тарифной ставки 1-го разряда на 10 %, то месячная тарифная ставка (оклад) водителя при отработке им установленной продолжительности рабочего времени будет определена исходя из уменьшенного кратного размера 2 (2,22 х ((100 – 10): 100)) и составит:

150 000 руб. х 2 = 300 000 руб.

В соответствии с примечанием к разделу 4 «Автомобильный транспорт» приложения 3 к Инструкции:

■ часовые тарифные ставки для оплаты труда водителей автомобилей-самосвалов «БелАЗ-548», автомобилей-рефрижераторов при перевозке скоропортящихся грузов, а также автокранов устанавливаются на позицию выше по грузоподъемности;

■ тарифные ставки водителей автомобилей при работе на автомобилях с прицепами за дни их фактической работы с прицепами повышаются до 20 %;

■ тарифные ставки водителей автомобилей при работе в карьерах за дни их фактической работы в карьерах повышаются до 20 %.

Оплата труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

В организациях с небольшим количеством автомобилей (до 15) водители должны, как правило, полностью осуществлять работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время, если не представляется возможным выполнить эти работы на станции обслуживания или в транспортной организации.

Оплата труда водителей в этом случае производится за время выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию по установленным для них, как для водителей, условиям с выплатой надбавки за классность и доплатой за ненормированный рабочий день, если таковые установлены.

Во всех остальных случаях техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны осуществляться, как правило, без привлечения водителей.

При переводе водителей на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в связи с производственной необходимостью на срок до одного месяца оплата их труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Вопросы временного перевода работника в связи с производственной необходимостью регулируются ст. 33 ТК.

При переводе водителей в случае простоя (в связи с неисправностью или некомплектностью закрепленных за ними автомобилей, отсутствием работы по специальности и т.п.) на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей на все время простоя за ними при выполнении норм выработки сохраняется средний заработок по прежней работе, а при невыполнении норм выработки или переводе на повременно оплачиваемую работу — их тарифная ставка (оклад). При этом водителю присваивается квалификационный разряд слесаря по ремонту автомобиля в установленном порядке. Вопросы временного перевода в случае простоя регулируются ст. 34 ТК.

За время привлечения водителей к выполнению работ по ремонту и техническому обслуживанию выплата надбавки за классность и доплаты за ненормированный рабочий день не производится.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (67), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.