Право граждан на материальное возмещение морального вреда закреплено в ст. 60 Конституции Республики Беларусь.
Возмещение морального вреда допускается в настоящее время гражданским, уголовным, трудовым законодательством, однако определение морального вреда как физических или нравственных страданий впервые было приведено в ст. 152 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Выражение «моральный вред (физические и нравственные страдания)» употреблено в ст. 434 Трудового кодекса Республики Беларусь, в которой речь идет об обязанности нанимателя возместить потерпевшему, получившему трудовое увечье, моральный вред (физические и нравственные страдания). При этом, раскрывая понятие морального вреда через физические и нравственные страдания, законодатель в ст. 152 ГК употребил союз «или», а в ст. 434 ТК — союз «и». При уяснении буквального смысла нормы это тоже имеет значение. Формулировка ст. 434 ТК свидетельствует о том, что в обоснование своих требований о возмещении морального вреда работник должен сослаться на причиненные ему как физические, так и нравственные страдания. При привлечении к ответственности по ст. 152 ГК достаточно указания лишь на один из видов страданий: физических или нравственных. И это оправданно. При унижении чести и достоинства физических страданий может и не быть, тогда как нравственные страдания потерпевшего являются основанием для заявления соответствующего требования.
Достаточно подробные разъяснения относительно компенсации морального вреда содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» с последующими изменениями (далее — постановление № 7).
Пленум указал, что установленные ст. 152 ГК общие правила компенсации морального вреда в качестве способа защиты личных неимущественных прав и других нематериальных благ применяются с 1 июля 1999 г., т.е. с момента введения в действие Гражданского кодекса. По правоотношениям, возникшим до 1 июля 1999 г., моральный вред компенсируется лишь в случаях, если такая компенсация на момент причинения вреда уже была предусмотрена актами законодательства (например, ст. 7, 456, 457 ГК 1964 г., Законом от 11 ноября 1991 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» и некоторыми другими законами).
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК на требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, исковая давность не распространяется.
Пленум в то же время подчеркнул, что моральный вред подлежит возмещению во всех случаях, когда он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу акта законодательства иные нематериальные блага.
Пленум разъяснил, что под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания.
Физические страдания определяются Пленумом как физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина.
Нравственные страдания, как разъяснил Пленум, выражаются, как правило, в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав и т.п.
Приведенный в постановлении № 7 перечень возможных форм проявления физических и нравственных страданий не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае эти страдания могут проявляться по-разному, носить скрытую форму либо приобретать очень яркое внешнее проявление. В конечном счете, это зависит от индивидуальных особенностей личности потерпевшего, психофизиологических особенностей организма, а также от пола, возраста, состояния здоровья, значимости в понимании потерпевшим социальной и моральной ценности нарушенного неимущественного права или нематериального блага.
Например, на практике подмечено, что женщины острее, чем мужчины, реагируют на проявленную по отношению к ним несправедливость (например, неправомерное наложение дисциплинарного взыскания). Нарушение личных неимущественных прав в сфере трудовых отношений вызывает повышенные нравственные страдания опытных работников, дорожащих своей репутацией, карьерой, тогда как нерадивые работники могут относиться к этому спокойно.
Если физические страдания сопровождаются одновременно нравственными, то нравственные страдания, как правило, не влекут за собой физических. Тем не менее практике известны случаи, когда нравственные переживания приводили к различного рода заболеваниям
Случаи, при которых допускается возмещение работнику морального вреда
Применительно к нарушениям трудовых прав работника, при которых может встать вопрос о возмещении морального вреда, действует общее правило, согласно которому компенсация физических и нравственных страданий, причиненных нарушениями этих прав, возможна лишь в случаях, когда нарушенное субъективное трудовое право не имеет имущественного содержания, носит личный характер.
Право работника на возмещение морального вреда, а также обязанность нанимателя возместить семье, потерявшей кормильца, моральный вред установлены ст. 246, 434 и 439 ТК.
В статье 246 ТК законодатель перечислил три случая, когда работник может подать иск о возмещении ему морального вреда:
-
увольнение без законного основания;
-
увольнение с нарушением установленного порядка увольнения;
-
незаконный перевод на другую работу.
Означает ли это, что перечень приведенных случаев является исчерпывающим и что при других, прямо в законе не указанных нарушениях трудовых прав работника моральный вред возмещению не подлежит?
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (77), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.