№ 10, октябрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О правовых последствиях прекращения контракта в связи с истечением срока и по другим основаниям

Рубрика «Судебная практика»

Р.И. Филипчик, заслуженный юрист Республики Беларусь

Контракт является одной из разновидностей срочного трудового договора и позволяет индивидуализировать условия труда работника с учетом особенностей и специфики работы.

Согласно статистическим данным соответствующих государственных органов наниматели Республики Беларусь в большинстве случаев (около 93 %) заключают с работниками контракты, а не трудовые договоры на неопределенный срок, как это было ранее. Причем это касается нанимателей и с государ­ственной, и с частной формами соб­ственности.

Следует отметить, что истечение срока контракта обязывает к совершению определенных действий как нанимателя, так и работника. Наниматель в этом случае может принять одно из следующих решений:

1) прекратить трудовые отношения с работником в связи с истечением срока контракта;

2) продлить или заключить новый контракт;

3) преобразовать контракт в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок.

При этом если наниматель принимает решение о прекращении контракта в связи с истечением срока, то согласие работника не требуется, а достаточным является волеизъявление нанимателя. Если же наниматель принял решение о продлении или заключении нового контракта, то для реализации этого решения необходимо согласие работника. Продление контракта в пределах максимального срока его действия (5 лет) осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года. На меньший срок контракт продлевается с письменного согласия работника, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (п. 11 Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Указ № 180).

Продление контракта может производиться по соглашению сторон по истечении срока его действия на тех же условиях и на любой срок, однако общий срок контракта не должен превышать 5 лет (п. 2 ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь). Например, если стороны пришли к соглашению о продлении контракта, то он может быть продлен на 1 день; 2 дня; 1,5 месяца; 4 месяца; 1 год и 2 месяца; 2 года и т.п.

В некоторых случаях установлено обязательное продление контракта на определенный срок. Так, например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2004 г. № 1341 были внесены изменения в Положение о порядке и условиях заключения контрактов с научными работниками. Установлено, что женщине, находящейся в отпуске по беременности и родам, срок действия контракта, как правило, продлевается до окончания данного отпуска, а женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, — до достижения ребенком возраста трех лет.

Этим же постановлением установлено, что срок действия контракта, заключаемого с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок, и срок продления контракта по истечении срока его действия работникам, добросовестно работающим и не допускающим нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, может определяться:

имеющим длительный стаж работы в организации, а также в других случаях, предусмотренных коллективным договором или контрактом, — продолжительностью не менее трех лет;

имеющим высокий профессиональный уровень и квалификацию, — продолжительностью не менее пяти лет;

достигшим предпенсионного возраста (женщины — 53 года, мужчины — 58 лет), — не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста и получения права на пенсию по возрасту.

Содержание указанной нормы свидетельствует о том, что нанимателю предоставлено право определения срока контракта, однако, определяя этот срок, ему следует принимать во внимание отношение работника к труду, соблюдение им трудовой и исполнительской дисциплины.

Например, если с работником заключен контракт и срок его истекает за 5 месяцев до наступления пенсионного возраста, но максимальный срок контракта не истек, то наниматель продлевает его до достижения общеустановленного пенсионного возраста и получения права на пенсию по возрасту, но на срок не менее одного года, если от работника не поступит заявление о продлении контракта на 5 месяцев. Если же наниматель принял решение о заключении нового контракта с таким работником, то минимальный срок контракта в таком случае должен быть не менее одного года.

Инициатива о продлении или заключении нового контракта может исходить как от работника, так и от нанимателя.

В соответствии с положениями Указа № 180 каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за две недели до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продлить или прекратить трудовые отношения (ч. 3 п. 11).

Имеют место случаи, когда наниматели нарушают указанный срок предупреждения или вообще не предупреждают работника о своем намерении. В связи с этим обоснованно возникает вопрос о правовых последствиях таких действий (бездействия) нанимателя.

Стороны, заключившие контракт, не позднее чем за две недели до истечения срока его действия, если больший срок не предусмотрен контрактом или другими локальными нормативными правовыми актами, письменно предупреждают о своих намерениях в части его продления или прекращения трудовых отношений. Несоблюдение данного условия может признаваться судом как нарушение установленного порядка увольнения с работы, которое не влечет восстановления на работе, но может являться основанием для вынесения судом решения о возмещении морального вреда (ст. 246 ТК), если такое требование заявлено (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников») (далее — постановление Пленума № 4).

Продление или заключение нового контракта допускается только по соглашению сторон.

 

ПРИМЕР 1

Решением суда постановлено:

признать контракт, заключенный с 12.04.2005 по 11.04.2007 между С. и ОАО «О», прекращенным 11.04.2007 г. в связи с истечением его срока;

обязать ОАО «О» выдать С. трудовую книжку;

взыскать с ОАО «О» в пользу С. причитающиеся при увольнении суммы.

Наниматель был не согласен с таким решением и просил его отменить, указав в жалобе, что суд не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что 12 и 13 апреля 2007 г. трудовые отношения с истицей продолжались, поскольку она под своим паролем работала в своем кабинете на компьютере. По мнению нанимателя, указанные действия истицы свидетельствует о фактическом продолжении трудовых отношений.

При рассмотрении дела было установлено, что С. работала по контракту, срок которого истекал 11 апреля 2007 г. С 5 по 10 апреля включительно истица С. находилась на больничном листке. До истечения срока контракта наниматель (в нарушение Указа № 180, а также положений коллективного договора) письменно не предупредил С. о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.

11 апреля С. вышла на работу, сдала листок нетрудоспособности и попросила подготовить ей расчет, предполагая, что трудовые отношения с ней прекращены в связи с истечением срока контракта. В этот же день по почте она направила нанимателю заявление с просьбой о расчете и просила выслать ей трудовую книжку. Заявление было получено им 13 апреля.

Поскольку 11 апреля срок контракта истек, а 12 апреля истица не приступила к работе и просила нанимателя произвести с ней окончательный расчет, то суд пришел к правильному выводу о волеизъявлении истицы о прекращении контракта 11 апреля в связи с истечением его срока. Суд обоснованно обязал нанимателя выдать истице трудовую книжку и взыскал в ее пользу необходимые выплаты.

Суд сделал также правильный вывод о том, что действия истицы (работа под своим паролем на компьютере 12 и 13 апреля) не могут расцениваться как продолжение трудовых отношений, поскольку 12 апреля истица С. не приступала к работе. Она действительно к 11 часам пришла в свой кабинет и в ожидании расчета очищала файлы, никакую другую работу не выполняла. Находясь в кабинете, она звонила в бухгалтерию с просьбой ускорить расчет, но бухгалтерия ей в этом отказала, ссылаясь на отсутствие приказа.

Доказательств того, что между сторонами было достигнуто соглашение о продлении контракта, а также о фактическом продолжении трудовых отношений обеими сторонами представлено не было. При этом следует заметить, что продление контракта в одностороннем порядке не допускается.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (93), октябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.