№ 11, ноябрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Привлечение к ответственности нанимателей за неисполнение обязанностей в области обеспечения занятости населения

Рубрика «Судебная практика»

Э.М. Акуло, начальник юридического отдела управления организационно-кадровой и правовой работы комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома

Обязанности нанимателей

В соответствии со ст. 21 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о занятости населения) наниматели обязаны:

содействовать проведению государственной политики в области обеспечения занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодатель­ством;

не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;

принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони;

принимать на работу выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально­технического, среднего специального и высшего образования, в соответствии с договорами (заявками) на обучение, заключенными между указанными учреждениями образования и нанимателями;

создавать рабочие места (в том числе специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами;

создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;

письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты и др.

 

Ответственность нанимателей

Ответственность за нарушение законодательства о занятости населения установлена ст. 9.15, 9.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов государственной службы занятости населения в соответствии с п. 55 ч. 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП). За неисполнение нанимателями обязанностей установлена административная ответственность должностных и юридических лиц.

Дела об административных правонарушениях за нарушение законодательства о занятости населения и отказ в приеме на работу рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.

Правонарушение

Ответственность

Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест
(в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством (ч. 1 ст. 9.15 КоАП)

Штраф в размере от 20 до 50 базовых величин, а юридическому лицу - до 100 базовых величин

 

Неуведомление органов государственной службы занятости населения, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) (ч. 3 ст. 9.15 КоАП)

Штраф в размере от 20 до 50 базовых величин, а юридическому лицу - до 100 базовых величин

 

Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате
увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя (ч. 2 ст. 9.15 КоАП)

Штраф в размере от 30 до 50 базовых величин, а юридическому лицу - до 100 базовых величин

 

 

Только на должностных лиц нанимателя налагаются следующие штрафы:

Правонарушение

Ответственность

Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони (ч. 1 ст. 9.16 КоАП)

Штраф в размере от 20 до 50 базовых величин

 

Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускника государственного учреждения, обеспечивающего получение профессионально­технического, среднего специального или высшего образования, в соответствии с договором (заявкой) на обучение, заключенным между указанными учреждением образования и нанимателем (ч. 2 ст. 9.16 КоАП)

Штраф в размере от 20 до 50 базовых величин

 

Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу лица, заключение трудового договора с которым является обязательным (ч. 2 ст. 9.16 КоАП)

Штраф в размере от 20 до 50 базовых величин

 

Размер штрафа определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания (ст. 6.5 КоАП).

Минимальный размер штрафа, налагаемый на юридическое лицо, установлен ч. 2 ст. 6.5 КоАП в размере не менее 10 базовых величин.

Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения, права и обязанности должностных лиц Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и органов государственной службы занятости населения[1] определены Инструкцией о порядке осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 9.

Уполномоченными должностными лицами органов по труду, занятости и социальной защите проводятся проверки по вопросам соблюдения законодательства о занятости населения. В случае выявления нарушений законодательства о занятости населения составляются протоколы об административных правонарушениях, оформляются административные дела и в течение двух суток с момента окончания подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению направляются в суд (ст. 10.30 ПИКоАП).

 


[1] Комитетов по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о занятости населения.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (94), ноябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.