№ 3, март 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Изменения в правилах ведения первичных документов о труде (личной карточке формы Т-2)

Рубрика «Делопроизводство»

А.Е. Рыбаков, директор учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела», кандидат исторических наук

Постановлением Министерства ста­тистики и анализа Республики Беларусь от 26 октября 2007 г. № 359 признано утратившим силу постановление Государственного комитета СССР по статистике от 28 декабря 1989 г. № 241 «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций». Среди отмененных указанным постановлением форм документов — форма личной карточки Т-2.

Личная карточка формы Т-2 является одним из основных документов по учету личного состава организации. Согласно Кратким указаниям по заполнению форм, содержащимся в приложении к отмененному постановлению Госкомстата СССР, она должна заполняться «на работников всех категорий, в том числе на специалистов с высшим и средним специальным образованием и молодых рабочих, окончивших училища, школы профессионально­технического образования и т.д.».

Безусловно, отмена официальной формы карточки Т-2, а также указаний по ее заполнению, вызывает у кадровых работников целый ряд вопросов, главные из которых следующие:

  • необходимо ли, как и ранее, заполнять указанную карточку на всех работников?
  • если да, то какова должна быть форма этой карточки, чем руководствоваться при ее заполнении?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определиться, прежде всего, с самим понятием «первичная учетная документация».

Статьей 52 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что правила ведения нанимателем первичных документов о труде устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Под первичной документацией понимается совокупность учетных документов о каких­либо явлениях (фактах), составляемых в период их свершения (впервые). Первичные документы о труде — это документы по личному составу, создаваемые при приеме на работу, увольнении, переводе работника, предоставлении отпуска, командировании, поощрении, выплате заработной платы и др. К ним наряду с личной карточкой относятся приказы (распоряжения) по соответствующим вопросам, табель использования рабочего времени и др.

В 2004 г. был утвержден Государственный стандарт Республики Беларусь 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Была проведена большая работа по уточнению состава и содержания включенных в УСОРД подсистем документации, а также отдельных унифицированных форм. В результате приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 25 была утверждена новая редакция УСОРД.

УСОРД имеет сложную структуру, в нее входит ряд подсистем документации, в том числе и по кадрам:

  • документация по приему на работу;
  • документация по оформлению изменений трудовых отношений;
  • документация по увольнению с работы;
  • документация по предоставлению отпусков и отзыву из отпуска;
  • документация по оформлению поощрений;
  • документация по оформлению дисциплинарных взысканий;
  • документация по оформлению командировок.

Всего в указанные подсистемы включено 49 унифицированных форм документов по личному составу, с которыми читатели имеют возможность ознакомиться, в том числе и на страницах журнала «Отдел кадров».

В свою очередь, Унифицированная система первичной учетной документации в ее последней редакции включала в себя раздел «По учету труда и заработной платы», состоявший из четырех подсистем: «По учету  личного  состава», «По  учету использования рабочего времени»,  «По учету расчетов с рабочими и служащими», «По учету трудоустройства населения». Каждая из форм в разделе «Труд и заработная плата» получила индекс «Т» с добавлением порядкового номера. Например, документы подсистемы «По учету личного состава» получили следующие индексы:

  • Т-1 — Приказ (распоряжение) о приеме на работу;
  • Т-2 — Личная карточка;
  • Т-4 — Учетная карточка научного работника;
  • Т-5 — Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу;
  • Т-6 — Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска;
  • Т-8 — Приказ (распоряжение) о прекращении  трудового договора.

Характерное отличие форм, вклю­ченных в систему первичной учетной документации, — трафаретная форма представления текста. Это позволяло при подготовке конкретных документов заполнять установленные формы, в отличие от форм УСОРД, определяющих лишь состав реквизитов и структуру текста, который при подготовке конкретного документа должен печататься полностью на общем бланке организации.

Нормативно не было определено, в каких организациях при оформлении первичных документов о труде следует пользоваться УСОРД, а в каких — формами с индексом «Т». Тем не менее в практике сложилось, что унифицированные формы документов по личному составу, установленные УСОРД, применялись в органах управления, учреждениях и организациях (научно-исследовательских, вузах и т.д.) при оформлении всех работников, а также на промышленных предприятиях при оформлении администрации предприятия и других служащих. Таким образом, они распространялись, главным образом, на категорию работников, относимых к числу служащих.

Формы, включенные в систему первичной учетной документации (с индексом «Т»), применялись, главным образом, на промышленных предприятиях и распространялись на рабочих, т.к. при большом количестве работников этой категории и высокой текучести кадров использование трафаретных текстов значительно ускоряло процесс составления и оформления документов.

Принятие постановления Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 26 октября 2007 г. № 359, отменившего применение на территории страны форм первичной учетной документации, утвержденных еще Госкомстатом СССР, следует признать правильным шагом. Хотя отмена постановления Госкомстата СССР делает невозможным применение в Республике Беларусь почти всех форм, включенных в систему первичной учетной документации (отметим, что за исключением карточки Т-2 они в начале столетия уже нигде практически и не применялись), она предоставляет организациям и их кадровым службам возможность самостоятельно разрабатывать форму карточки Т-2 исходя из требований действующего законодательства, удобства в работе и т.д. Кроме того, организации теперь вправе самостоятельно решать и вопросы, связанные с правилами заполнения и ведения карточки, которые часто возникали у кадровиков, например, при отсутствии места в графах «Назначения и перемещения» и «Отпуска».

Что касается необходимости ведения карточки Т-2, то она определяется рядом нормативных правовых актов. В частности, п. 16 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30 (в редакции постановления Министерства труда от 11 мая 2000 г. № 72), установлено, что наниматель обязан знакомить владельца трудовой книжки с каждой вносимой в нее записью под расписку в личной карточке формы Т-2. Таким образом, карточку вести необходимо, сомнению может быть подвергнута лишь правомерность использования индекса «Т­2».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (86), март 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.