№ 3, март 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

О молодых специалистах и их правовом положении

Рубрика «Трудовое законодательство»

А.П. Чичина, юрист

Необходимость совершенствования регулирования правоотношений с молодыми специалистами

Ранее вопросы распределения выпускников учреждений образования были урегулированы Положением о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. № 1423[1] (далее — Поло­жение).

Вопросы возмещения средств, затраченных на образование, урегулированы Положением о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1255, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Положение о возмещении средств). Отдельные вопросы освобождения от возмещения средств, затраченных на подготовку специалистов, определены Законом Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. «О высшем образовании» (далее — Закон).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1702 утверждено новое Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально­-техническое, среднее специальное или высшее образование (далее — Положение о распределении).

Во многом необходимость принятия данного Положения обусловлена несогласованностью правовой позиции указанных выше нормативных правовых актов в части определения оснований расторжения трудовых договоров (контрактов) с молодыми специалистами. Эта несогласованность вызывала справедливые нарекания со стороны как нанимателей, так и выпускников. Конституционный Суд Республики Беларусь на основании обращения субъекта хозяйствования от 16 октября 2007 г. принял решение № П­223/2007 «Об упорядочении оснований расторжения трудовых договоров (контрактов) с молодыми специалистами».

В своем решении Конституционный Суд отметил следующее.

Согласно ч. 1 п. 28 действовавшего ранее Положения увольнение молодых специалистов или перевод их на работу, не связанную с полученной специальностью, квалификацией, до окончания обязательного срока работы по распределению запрещается, за исключением увольнения по инициативе нанимателя за нарушения трудовой дисциплины и в случаях, предусмотренных в п. 1 (по отношению к ликвидации организации), 2 и 6 ст. 42, п. 1–4 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Нормы п. 28 Положения не предусматривали возможности увольнения молодого специалиста по ст. 40 ТК в случае его поступления в учреждение образования на дневную форму обучения для получения образования более высокого уровня (ступени).

Вместе с тем ранее в абз. 6 подп. 4.3 п. 4 Положения о возмещении средств (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 2007 г. № 1615) указывалось, что молодые специалисты освобождаются от возмещения затраченных средств в республиканский и (или) местные бюджеты в случае, если трудовой договор расторгнут в связи с зачислением в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени) (ст. 40 ТК). По мнению Конституционного Суда, ссылка на ст. 40 ТК позволяет сделать вывод о допустимости прекращения трудового договора с молодым специалистом по данному основанию.

Конституционный Суд отметил, что сложилась противоречивая ситуация, когда различными актами одного и того же органа, принятыми одновременно, с одной стороны, исключалась возможность увольнения молодого специалиста по ст. 40 ТК в связи с зачислением в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени), с другой — предусматривалось освобождение от возмещения в соответствующий бюджет средств, затраченных на обучение, в случае увольнения молодого специалиста по указанному основанию.

На практике имеются случаи, когда молодых специалистов при поступлении на учебу для получения образования более высокого уровня (ступени), в частности при зачислении в магистратуру, увольняли по п. 5 ст. 42 ТК за прогул.

Конституционный Суд обратил внимание, что, по данным Министерства образования Республики Беларусь, увольнение молодых специалистов в случае поступления их в магистратуру на обучение в дневной форме получения образования производится также на основании ст. 41 ТК, регулирующей вопросы досрочного расторжения срочного трудового договора по требованию работника.

По мнению Конституционного Суда, применение указанного основания имеет смысл, поскольку молодыми специалистами заключаются не только трудовые договоры на неопределенный срок, но и контракты.

Конституционный Суд отметил, что устранение отмеченного несоответствия возможно путем внесения соответствующих корректив как в п. 28 Положения (в части расширения допустимых оснований расторжения трудового договора (контракта) до истечения обязательного срока работы по распределению, в том числе путем указания на ст. 37, 40 и 41 ТК), так и в п. 4 Положения о возмещении средств в части определения перечня случаев, когда молодые специалисты освобождаются от возмещения затраченных на их обучение средств.

Конституционный Суд обратил внимание также на необходимость согласования соответствующих норм Положения и Положения о возмещении средств с нормами Закона.

Новое в регулировании правоотношений с мо­лодыми специалистами

Выпускники, получившие профессионально­-техническое, среднее специальное или высшее образование первой и второй ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению, являются молодыми рабочими (служащими) или молодыми специалистами (далее — молодые специалисты) и обязаны отработать один год — после получения профессионально­-технического образования, два года — после получения среднего специального или высшего образования (п. 5 Положения о распределении).

Указанный срок работы по распределению исчисляется со дня заключения трудового договора (контракта) между молодым специалистом и нанимателем. Однако по иному исчисляется срок обязательной отработки для выпускников медицинских учебных заведений. В частности, выпускники высших медицинских учебных заведений, получившие высшее образование первой ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета, направляются на работу по распределению после прохождения стажировки (интернатуры) и обязаны отработать два года после ее прохождения.

Положением о распределении уточнены отдельные вопросы распределения выпускников, а также урегулирован порядок их перераспределения. В частности, отметим, что выдача свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве осуществляется учреждением образования не позднее одного месяца после окончания выпускником учреждения образования при представлении им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность (п. 21 Положения о распределении).


[1] Постановление утратило силу в связи с изданием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1702, вступившего в силу через 10 дней после официального опуб­ликования.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (86), март 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.