На практике уже давно доказано, что молодые специалисты - один из главных источников комплектования высококвалифицированными кадрами предприятий реального сектора экономики, а также формирования действенного резерва на руководящие должности.
Поэтому работа по ускорению адаптации вчерашних выпускников учебных заведений к требованиям современного производства занимает важное место в арсенале форм и методов деятельности отделов кадров. В условиях рынка, требующего структурной перестройки производства, замены устаревших технологий на новейшие, выпуска продукции, соответствующей или превосходящей лучшие аналоги, значительно ускорился процесс старения полученных в вузе знаний.
По данным западных экспертов, багаж теоретических знаний молодых специалистов, как правило, достаточен на первые 4-5 лет работы в условиях современного производства, после чего требуется повышение квалификации.
Исходя из этого, отделы кадров должны создать такие адаптационные условия, при которых молодые специалисты смогут с помощью своих непосредственных руководителей за максимально короткий срок не только органично влиться в новый коллектив, но и научиться эффективно применять на практике свою теоретическую подготовку.
Основными составными частями и конечной целью комплексного процесса адаптации молодых специалистов являются:
получение в необходимом объеме профессиональных знаний и практических навыков по выбранной специальности;
самостоятельное и оптимальное выполнение условий и требований должностной инструкции работника;
укрепление интереса к работе и построению профессиональной карьеры;
осознанное выполнение установленных в организации норм исполнительской, производственной и трудовой дисциплины;
установление деловых взаимоотношений с коллегами по работе и непосредственным руководителем и др.
Процессы подготовки специалистов в учебных заведениях, организации производственной практики студентов и учащихся, распределения выпускников четко расписаны в целом ряде республиканских нормативных правовых актов. Последний из них - Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессиональнотехническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1702 (опубликовано в журнале «Отдел кадров» № 1 за 2008 г. - Прим. ред.).
Возьмем, к примеру, такие отрасли промышленности, как машиностроение и металлургия. Здесь кадровые службы предприятий, в первую очередь крупных, установили тесные связи с учебными заведениями по подготовке специалистов. Одной из наиболее знаковых форм работы по сближению учебного процесса с производством является открытие и функционирование на базе заводов филиалов кафедр высших учебных заведений. Ведущие специалисты предприятий, многие из которых имеют ученые степени и звания, читают лекции, проводят практические занятия. Причем курсовые и дипломные проекты выполняются студентами на основе конкретных заданий цехов, отделов и служб. Подобные кафедры созданы на Минском тракторном и автомобильном заводах, Белорусском металлургическом заводе, в ПО «Гомсельмаш», НПО «Интеграл» и в некоторых других промышленных организациях.
Генеральный директор производственного объединения «Минский тракторный завод» А.А. Пуховой был одним из инициаторов создания на базе филиала Республиканского института профессионального образования профессиональнотехнического колледжа - Центра по обучению работе на станках с числовым программным управлением, открытого в ноябре 2007 г. В центре три учебные лаборатории, из них две оснащены самыми современными персональными компьютерами, третья - новейшими станками с ЧПУ. Данный центр, по оценке представителя одной из крупнейших фирм среди производителей станков с ЧПУ - американской компании Haas Automation, чье оборудование установлено здесь, - является одним из лучших в Европе. Выпускников колледжа, прошедших подготовку в центре, ждут для работы на сложном, самом современном оборудовании тракторного завода. Об этом сказал, выступая на открытии нового центра, А.А. Пуховой.
В целях материального стимулирования и закрепления молодых специалистов на производстве в ряде организаций введены специальные доплаты к должностным окладам в зависимости от среднего балла диплома, а также при условии трудоустройства выпускников на такие значимые для предприятий должности, как мастер производственного участка, инженертехнолог цеховой технической части и т.д. Кроме того, молодым специалистам оказывается разовая материальная помощь на приобретение телевизоров, холодильников, мягкой мебели и других товаров. Решить проблему жилья молодым семьям помогают молодежные жилищностроительные кооперативы.
Важным и эффективным инструментом скорейшей адаптации молодых специалистов является их стажировка, проводящаяся на многих машиностроительных предприятиях. Особое внимание при проведении стажировки уделяется глубокому изучению действующих на предприятии нормативных документов по направлениям деятельности, предусмотренным служебными обязанностями работника.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (86), март 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.