№ 3, март 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Формы кадровой работы по закреплению молодых специалистов на производстве

Рубрика «Трудовое законодательство»

Г.В. Чиманский, начальник центра менеджмента Института «Кадры индустрии»

На практике уже давно доказано, что молодые специалисты - один из главных источников комплектования высококвалифицированными кадрами предприятий реального сектора экономики, а также формирования действенного резерва на руководящие должности.

Поэтому работа по ускорению адаптации вчерашних выпускников учебных заведений к требованиям современного производства занимает важное место в арсенале форм и методов деятельности отделов кадров. В условиях рынка, требующего структурной перестройки производства, замены устаревших технологий на новейшие, выпуска продукции, соответствующей или превосходящей лучшие аналоги, значительно ускорился процесс старения полученных в вузе знаний.

По данным западных экспертов, багаж теоретических знаний молодых специалистов, как правило, достаточен на первые 4-5 лет работы в условиях современного производства, после чего требуется повышение квалификации.

Исходя из этого, отделы кадров должны создать такие адаптационные условия, при которых молодые специалисты смогут с помощью своих непосредственных руководителей за максимально короткий срок не только органично влиться в новый коллектив, но и научиться эффективно применять на практике свою теоретическую подготовку. 

Основными составными частями и конечной целью комплексного процесса адаптации молодых специалистов являются:

получение в необходимом объеме профессиональных знаний и практических навыков по выбранной специальности;

самостоятельное и оптимальное выполнение условий и требований должностной инструкции работника;

укрепление интереса к работе и по­строению профессиональной карьеры;

осознанное выполнение установленных в организации норм исполнительской, производственной и трудовой дисциплины;

установление деловых взаимоотношений с коллегами по работе и непосредственным руководителем и др.

Процессы подготовки специалистов в учебных заведениях, организации производственной практики студентов и учащихся, распределения выпускников четко расписаны в целом ряде республиканских нормативных правовых актов. Последний из них - Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально­техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1702 (опубликовано в журнале «Отдел кадров» № 1 за 2008 г. - Прим. ред.).

Возьмем, к примеру, такие отрасли промышленности, как машинострое­ние и металлургия. Здесь кадровые службы предприятий, в первую очередь крупных, установили тесные связи с учебными заведениями по подготовке специалистов. Одной из наиболее знаковых форм работы по сближению учебного процесса с производством является открытие и функционирование на базе заводов филиалов кафедр высших учебных заведений. Ведущие специалисты предприятий, многие из которых имеют ученые степени и звания, читают лекции, проводят практические занятия. Причем курсовые и дипломные проекты выполняются студентами на основе конкретных заданий цехов, отделов и служб. Подобные кафедры созданы на Минском тракторном и автомобильном заводах, Белорусском металлургическом заводе, в ПО «Гомсельмаш», НПО «Интеграл» и в некоторых других промышленных организациях.

Генеральный директор производственного объединения «Минский тракторный завод» А.А. Пуховой был одним из инициаторов создания на базе филиала Республиканского института профессионального образования профессионально­технического колледжа - Центра по обучению работе на станках с числовым программным управлением, открытого в ноябре 2007 г. В центре три учебные лаборатории, из них две оснащены самыми современными персональными компьютерами, третья - новейшими станками с ЧПУ. Данный центр, по оценке представителя одной из крупнейших фирм среди производителей станков с ЧПУ - американской компании Haas Automation, чье оборудование установлено здесь, - является одним из лучших в Европе. Выпускников колледжа, прошедших подготовку в центре, ждут для работы на сложном, самом современном оборудовании тракторного завода. Об этом сказал, выступая на открытии нового центра, А.А. Пуховой.

В целях материального стимулирования и закрепления молодых специалистов на производстве в ряде организаций введены специальные доплаты к должностным окладам в зависимости от среднего балла диплома, а также при условии трудоустройства выпускников на такие значимые для предприятий должности, как мастер производственного участка, инженер­технолог цеховой технической части и т.д. Кроме того, молодым специалистам оказывается разовая материальная помощь на приобретение телевизоров, холодильников, мягкой мебели и других товаров. Решить проблему жилья молодым семьям помогают молодежные жилищно­строительные кооперативы.

Важным и эффективным инструментом скорейшей адаптации молодых специалистов является их стажировка, проводящаяся на многих машиностроительных предприятиях. Особое внимание при проведении стажировки уделяется глубокому изучению дей­ствующих на предприятии нормативных документов по направлениям деятельности, предусмотренным служебными обязанностями работника.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (86), март 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.