№ 4, апрель 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Отпуска

Рубрика «Специалисты разъясняют. Прямая телефонная линия»

К.И. Кеник, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Беларусь

Работник до 26 января 2008 г. имел право на отпуск в связи с обучением продолжительностью до 30 календарных дней в году, после января 2008 г. имеет право на отпуск продолжительностью до 20 календарных дней. Какой продолжительности должен быть отпуск на время весенней сессии, если работник в октябре 2007 г. использовал отпуск продолжительностью 15 календарных дней?

В соответствии со ст. 216 Трудового кодекса Республики Беларусь отпуск в связи с обучением предоставляется в учебном году, т.е. за период с 1 сентября по 30 июня.

В данном случае при предоставлении отпуска в связи с обучением будет применяться принцип пропорциональности. Первую часть учебного отпуска работник получил на условиях ранее действовавшего законодательства — половину полагавшегося отпуска. При предоставлении учебного отпуска после 26 января 2008 г. ему следует предоставить половину установленного ст. 216 ТК в действующей редакции отпуска, т.е. 10 календарных дней.

Какая продолжительность отпуска в связи с обучением на период сдачи государственных экзаменов в июне 2008 г.?

Отпуск для сдачи государственных экзаменов следует предоставлять продолжительностью 20 календарных дней (ст. 216 ТК).

Какова продолжительность трудового отпуска директорам школ, заведующим детскими садами, воспитателям и методистам детских садов?

Перечни организаций и должностей, а также категорий работников с продолжительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предоставления и конкретная продолжительность этого отпуска устанавливаются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (ч. 2 ст. 155 ТК).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней» (далее — постановление № 100) утвержден Перечень организаций и должностей педагогических работников, продолжительность основного отпуска которых составляет более 24 календарных дней (Приложение 1), а также Перечень категорий работников, продолжительность основного отпуска которых составляет более 24 календарных дней (Приложение 2).

Педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, в том числе директорам общеобразовательных учреждений установлена продолжительность основного отпуска 56 календарных дней; работникам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (заведующие, воспитатели, воспитатели­методисты, музыкальные руководители и др.), — 30 календарных дней. Воспитателям учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально­технического образования, воспитателям высших учебных заведений также установлен отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Продолжительность отпусков других педагогических работников указана в Приложении 1 к постановлению.

Рабочий год у работника с 1 января по 31 декабря 2007 г. Отпуск за этот рабочий год предоставляется в апреле 2008 г. На сколько частей его можно разделить и за какое количество дней можно получить денежную компенсацию?

Трудовые отпуска (их части), право на которые возникло, но не было реа­лизовано до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон), предоставляются (компенсируются) полностью или пропорционально отработанному времени до 31 декабря 2008 г. в соответствии с законодательством, действовавшим до 26 января 2008 г. (ст. 2 Закона).

Это означает, что в случае наличия у работника неиспользованных трудовых отпусков за прошлое время (например, за 2005–2006, 2006–2007 рабочие годы) работник в течение всего 2008 года может реализовать свое право на предоставление трудового отпуска реально или по договоренности с нанимателем заменить трудовой отпуск денежной компенсацией по законодательству о труде, действовавшему до 26 января 2008 г. При этом будут действовать и правила предоставления трудовых отпусков за прошлое время. Работник должен использовать реально не менее 7 календарных дней за каждый рабочий год. За остальные дни отпуска, превышающие 7 календарных дней, по соглашению сторон может выплачиваться денежная компенсация. Подлежит реальному использованию также дополнительный отпуск за вредные условия труда. Отпуска за прошлое время могут быть разделены на несколько частей.

Утрачивает ли работник право на отпуска за прошлое время, если он по каким­то причинам не использовал их в 2008 г.?

Трудовые отпуска (их части), право на которые возникло, но не было реа­лизовано до вступления в силу Закона, предоставляются (компенсируются) полностью или пропорционально отработанному времени до 31 декабря 2008 г. в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона (ст. 2 Закона).

Наниматель обязан предоставить эти отпуска, а работник обязан их использовать. Порядок их предоставления должен быть установлен по соглашению сторон, а замена отпуска денежной компенсацией — по правилам, действовавшим до 26 января 2008 г. Если же работник отказывается от использования отпуска, то наниматель может применить правила, содержащиеся в ст. 173 ТК, согласно которым, если отпуск предоставлен с соблюдением установленного порядка, но работник отказывается использовать отпуск в определенный для него срок без законных оснований, наниматель вправе отказать работнику в переносе отпуска и не выплачивать денежную коменсацию за неиспользованный отпуск. Если же работник не использовал причитающийся ему отпуск по уважительной причине, например, женщина находится в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, то право на отпуск не пропадет, отпуск будет предоставлен после выхода на работу.

В коллективном договоре организации указано, что оплачиваемый отпуск в связи с обучением предоставляется работникам, которые обучаются по специальностям, в которых имеется потребность для данной организации. Обязан ли наниматель оплачивать отпуск в связи с обучением работникам, обучающимся за счет собственных средств, и работникам, обучающимся в вузах Российской Федерации, после вступления в силу изменений и дополнений в Трудовой кодекс, если в коллективный договор изменения не вносились?

Наниматель обязан предоставлять работникам оплачиваемый отпуск в связи с обучением, если они обучаются в учреждении образования, обеспечивающем получение среднего специального и высшего образования, в вечерней или заочной форме получения образования по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенными с ними договорами (на подготовку специалистов, коллективным или трудовым) (ст. 214 ТК).

Это означает, что если работник обучается по направлению либо заявке нанимателя либо в соответствии с заключенным с ним договором на подготовку или если в коллективном договоре организации или в трудовом договоре с конкретным работником установлено условие об оплате учебного отпуска, то предоставление учебного отпуска при получении первого высшего образования является обязанностью нанимателя, причем с оплатой этого отпуска.

При получении среднего специального, высшего и послевузовского образования, в вечерней или заочной форме получения образования, при отсутствии направления (заявки) нанимателя, договора на подготовку специалистов либо иных оснований, предусмотренных в коллективном или трудовом договоре, а также при получении второго и последующего среднего специального, высшего образования предоставление учебного отпуска без сохранения заработной платы является правом, а не обязанностью нанимателя. Это означает, что такой отпуск по просьбе работника наниматель может предоставить, а может и отказать в предоставлении.

В данном случае в коллективном договоре организации условием предоставления оплачиваемого учебного отпуска является обучение по специальностям, в которых имеется потребность нанимателя. Следовательно, в данной организации главным критерием для решения вопроса о предоставлении оплачиваемого учебного отпуска будет определение потребности в соответствующих кадрах данной организации. Например, разный подход может иметь место при предоставлении отпуска работникам, работающим в строительной организации, которые обучаются по строи­тельным специальностям или по другой, например, педагогической специальности. Здесь оценивать потребность в специальностях будет наниматель, и от этого будет зависеть предоставление отпуска.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (87), апрель 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.