В организацию собираются принять работника, в трудовой книжке которого содержатся записи о том, что он работал инженером 1 год, прошел курс обучения в аспирантуре, затем работал младшим научным сотрудником 20 лет, последние 2 года — старшим научным сотрудником. Можно ли его принять на должность ведущего инженера?
Принятие решения по поставленному вопросу зависит от того, какая у работника специальность (специализация) и квалификация за период его трудовой деятельности.
Если ранее выполняемая им работа по должностям инженера и научного сотрудника была взаимосвязана с должностными обязанностями ведущего инженера, установленными в данной организации, то принятие его на работу с таким стажем работы по указанным должностям может способствовать успешной работе в должности ведущего инженера.
Сотрудник работает экономистом со средним специальным образованием. Тарифный разряд установлен в соответствии с уровнем образования. Можно ли этому сотруднику установить разряд, соответствующий высшему образованию?
В квалификационной характеристике должности экономиста, включенной в выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159, с последующими изменениями и дополнениями предусмотрены должностные обязанности, для выполнения которых с учетом их степени сложности требуется высшее профессиональное (экономическое, инженерноэкономическое) образование либо среднее специальное (экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет.
Отнесение выполняемых работ к конкретным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками (ч. 2 ст. 61 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Если работник имеет среднее специальное (экономическое) образование, самостоятельно выполняет сложные работы, предусмотренные в квалификационной характеристике экономиста, обладает необходимыми профессиональными знаниями и опытом практической работы, способствующими качественному, инициативному, творческому исполнению должностных обязанностей, то, несмотря на отсутствие у него высшего образования, наниматель имеет право принять решение об установлении этому работнику должностного оклада, рассчитанного на основе тарифного коэффициента, который установлен для специалистов с высшим уровнем квалификации в приложении 1 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников (ЕТС) Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123, с последующими изменениями и дополнениями (строка 5) (далее — Инструкция).
Как правильно установить доплату за расширенную зону обслуживания?
За выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего времени работникам устанавливаются доплаты, в числе которых доплата за расширение зоны обслуживания (ст. 67 ТК). Такой вид доплат может устанавливаться работникам, которым определена норма обслуживания. Размеры доплат устанавливаются нанимателем по соглашению с работником. При этом учитываются объем дополнительной работы, периодичность ее выполнения, иные факторы. Источником для установления доплат за расширение зоны обслуживания может быть экономия фонда заработной платы, полученная за счет наличия меньшей численности этих работников по сравнению с рассчитанной по нормам труда.
Наниматель намерен установить специалисту по кадрам доплату за увеличение объема выполняемых работ. Должна ли в данном случае быть в штатном расписании свободная единица?
Основанием для установления специалисту по кадрам доплаты за увеличение объема работ является наличие в штате организации меньшего количества работников по сравнению с численностью, рассчитанной по нормативам.
Численность работников по кадрам определяется с учетом Межотраслевых нормативов численности работников кадровых служб коммерческих организаций, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2005 г. № 187.
Например, в организации по нормативам определена численность работников по кадрам 1,3 единицы. В штатном расписании предусматривается 1,3 единицы специалиста или инспектора по кадрам. Наниматель может принять решение о содержании в штате одного работника по кадрам, которому за увеличение объема работ будет производиться доплата. Источником для производства доплаты будет экономия фонда заработной платы по 0,3 единицы. Размер доплаты устанавливает наниматель по соглашению с работником.
Начисляется ли премия на надбавку за сложность и напряженность?
Надбавки за сложность и напряженность также, как и премия, относятся к дополнительным выплатам стимулирующего характера, которые наниматель устанавливает в соответствии со ст. 63 ТК на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.
Порядок премирования работников, определение размеров премий регулируются положением о премировании работников организации. Если в нем будет предусмотрено начисление работникам премии с учетом установленных им надбавок за сложность и напряженность, то необходимо учитывать, что сумма премий, превышающая 30 % от фактически начисленной суммы по должностным окладам (ставкам), сдельным расценкам, выплачивается за счет прибыли, остающейся после налогообложения (подп. 1.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 27 марта 1997 г. № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» с последующими изменениями и дополнениями).
За счет каких средств выплачивается надбавка за стаж?
Дополнительные выплаты стимулирующего характера, к числу которых относится и названная надбавка, устанавливает наниматель на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 ТК).
Как правило, этот вопрос регулируется специальным положением о данной выплате, которое утверждается в порядке, предусмотренном в Уставе организации. При этом следует учитывать, что размер надбавок за продолжительность непрерывной работы (вознаграждений за выслугу лет, стаж работы), выплачиваемых работникам коммерческих организаций и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), не должен превышать 20 % должностного оклада (ставки) работника (п. 6 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1998 г. № 937 «О мерах по совершенствованию организации оплаты труда в отраслях экономики» с последующими изменениями и дополнениями). При установлении более высокого размера надбавки разница выплачивается за счет прибыли, остающейся после налогообложения.
Работница, специалист по кадрам I категории, имеет среднее специальное образование и стаж работы 30 лет. Какими нормами руководствоваться при установлении оплаты труда данной работнице?
В квалификационной характеристике должности «специалист по кадрам» установлено, что для выполнения должностных обязанностей требуется высшее профессиональное образование.
Полагаем, что при таком большом стаже работы по кадрам и качественном выполнении работ, предусмотренных в квалификационной характеристике специалиста по кадрам, тарификация этого работника, учитывая сложность работы по кадрам, может производиться по строке 5 приложения 1 к Инструкции (специалисты с высшим уровнем квалификации).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (88), май 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.