№ 7, июль 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Портрет современного работника кадровой службы

Рубрика «Трудовое законодательство»

Л.Л. Воробьева, младший научный сотрудник Аналитического центра мониторинга социально-трудовой сферы НИИ труда Министерства труда и социальной защиты, магистр экономики

Кадровая служба организации является важным звеном в отношениях между нанимателем и работником. Работники кадровых служб разрабатывают кадровую политику организации, осуществляют подбор и расстановку кадров, работу по подготовке и переподготовке кадров, контролируют соблюдение правил внутреннего распорядка и состояние трудовой дисциплины, ведут необходимую документацию, а также выполняют другие важные функции. Под работниками кадровой службы понимаются начальник отдела кадров, менеджер по персоналу, специалист по кадрам, инспектор по кадрам. От эффективности работы кадровых служб во многом зависит психологический климат в организации, а следовательно, и результативность деятельности организации в целом.

Для составления среднестатистического портрета работника кадровой службы были разработаны анкеты для опроса работников кадровых служб и руководителей организаций и их структурных подразделений. На основании опроса работников кадровых служб изучались такие параметры, как пол, возраст, стаж работы в кадровой службе, уровень и профиль образования, совмещение кадровых функций с другими. В процессе анкетирования руководителей организаций и их структурных подразделений изучались их представления о том, каким должен быть работник кадровой службы. Для этих целей были опрошены 104 работника кадровых служб, а также 87 руководителей организаций и структурных подразделений в 69 организациях.

Выборка организаций для социологического исследования формировалась в соответствии со структурой генеральной совокупности организаций в Республике Беларусь. В качестве критериев были выбраны размер организации в зависимости от численности работников (малые, средние и крупные организации) и форма собственности (государственные и негосударственные). Анкетирование проводилось в организациях г. Минска, Бреста, Витебска, Гродно и Могилева.

Анкетирование работников кадровых служб показало, что в кадровых службах данных организаций, независимо от формы их собственности и численности работающих, работают преимущественно женщины.

Средний возраст работников кадровых служб составляет 43 года, при этом наблюдается возрастная дифференциация работников кадровых служб в зависимости от размера организации. Если в средних и крупных организациях средний возраст работников кадровых служб составляет 44–45 лет, то в малых — 37 лет. В малых организациях наибольший удельный вес работников кадровых служб в возрасте до 25 лет и самый низкий — старше 55 лет.

Средний стаж работы в кадровой службе составляет 10 лет. В среднем каждый четвертый опрошенный работает в кадровой службе менее 3-х лет. В наибольшей степени это свойственно малым организациям, в них 35 % работников кадровых служб имеют стаж работы менее 3-х лет. В крупных организациях наоборот — третья часть работников кадровых служб имеет стаж работы в кадровой службе 20 лет и более.

Таким образом, в крупных и средних организациях, по сравнению с малыми, работники по кадрам более старшего возраста и с большим опытом работы в кадровой службе.

Уровень и профиль образования работников кадровых служб — одна из важнейших характеристик портрета. Ведь в своей деятельности кадровые службы руководствуются большим количеством нормативных правовых актов, в том числе локальных. Объем работы кадровых служб постоянно возрастает, увеличиваются требования к знаниям, необходимым для работы в кадровой службе; повышается ответственность кадровых служб за соблюдение трудового законодательства в сфере трудовых и связанных с ними отношений.

Согласно исследованию 71 % от общего числа опрошенных работников кадровых служб имеют высшее образование, каждый пятый опрошенный — высшее юридическое образование. В малых организациях среди работников кадровых служб с высшим образованием удельный вес имеющих юридическое образование значительно выше, чем в средних и крупных организациях (30, 13 и 18 % соответственно). Это обусловлено сложившейся в малых коммерческих организациях практикой возлагать на юрисконсульта функции работника кадровой службы. Большинство работников кадровых служб имеют образование, не связанное с выполняемыми ими функциями.

При этом, по данным анкетирования, выявилось несоответствие фактического уровня и профиля образования работников кадровых служб желаемому уровню как с точки зрения самих работников кадровых служб, так и руководителей организаций и структурных подразделений. Анкетирование показало, что большинство руководителей организаций и структурных подразделений (86 %), а также самих работников кадровых служб (99 %) считают, что высшее юридическое образование обязательно или желательно для работы в кадровой службе.

Более 70 % опрошенных работников кадровых служб отметили, что наряду с юридическим образованием необходимыми являются знания делопроизводства; 21 % работников кадровых служб считают также обязательным наличие знаний по психологии. То есть, как показало анкетирование, современный работник кадровой службы должен иметь комплексную подготовку, включающую в себя такие направления, как юриспруденция, делопроизводство и психология.

Несоответствие фактического и желаемого уровня и профиля образования работников кадровых служб в определенной степени связано с тем, что только в настоящее время постепенно стала осознаваться важная роль работника кадровой службы, появились специализированные курсы подготовки менеджеров по персоналу, при этом большинство современных работников кадровых служб получали образование как минимум 10–15 лет назад, когда отсутствовала комплексная подготовка данных работников.

Как положительный факт необходимо отметить, что большинство опрошенных работников кадровых служб (84 %), независимо от уровня и профиля имеющегося образования, а также опыта работы, желают повысить квалификацию или пройти переподготовку, тем самым достичь желаемого уровня и профиля образования. 77 % руководителей организаций и структурных подразделений также считают, что для работников по кадрам в их организациях необходимо повышение квалификации.

По мнению работников кадровых служб, для успешного выполнения ими своих функций они должны обладать комплексными знаниями. По данным анкетирования для 57,4 % работников кадровых служб наиболее эффективными источниками получения необходимых профессиональных знаний наряду с опытом работы являются высшие учебные заведения, семинары, курсы повышения квалификации, переподготовки.

26,9 % опрошенных работников кадровых служб считают, что качественная подготовка в высшем учебном заведении, на курсах повышения квалификации и переподготовки — наиболее эффективный источник получения профессиональных знаний даже при отсутствии опыта работы.

Однако половина опрошенных работников кадровых служб, по их мнению, не имеют такой возможности. Из интервью с работниками кадровых служб выяснилось, что для некоторых организаций оплата различных семинаров и курсов повышения квалификации работников кадровых служб проблематична. Естественно, что в таких условиях работники кадровых служб вынуждены пользоваться другими источниками получения необходимых для работы знаний, информации. Чаще всего это консультации у специалистов или коллег в других организациях.

Лишь 15,7 % респондентов в качестве единственного наиболее эффективного источника получения знаний, необходимых работнику кадровой службы, указали сам процесс работы.

Анкетирование работников кадровых служб выявило, что 36 % опрошенных совмещают работу в кадровой службе с другой работой в своей организации. В малых коммерческих организациях, где в штатном расписании отсутствует должность работника кадровой службы, его функции чаще всего возлагаются на юрисконсульта, секретаря-референта или бухгалтера в качестве совмещения.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (90), июль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.