№ 7, июль 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Оплата труда в коммерческих организациях

Рубрика «Специалисты разъясняют. Прямая телефонная линия»

И.Н. Новикова, консультант отдела регламентации и нормирования труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Какие нормативные правовые акты регулируют установление доплат, надбавок, премий?

Норма законодательства, регулирующая оплату труда работников, изложена в ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь, согласно которой формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

При этом доплаты, надбавки, премии являются стимулирующими и компенсирующими выплатами.

С учетом изложенного наниматель самостоятельно, на основании локального нормативного правового акта определяет порядок начисления и выплат доплат, надбавок, премий с учетом индивидуальной эффективности труда конкретного работника и его вклада в коллективные результаты.

Нормативные правовые акты, регулирующие стимулирующие и компенсирующие выплаты, главным образом касаются отнесения их сумм в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг).

В частности, такими нормативными правовыми актами являются:

  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1998 г. № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» с последующими изменениями и дополнениями;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1998 г. № 937 «О мерах по совершенствованию организации оплаты труда работников отраслей экономики» с последующими изменениями и дополнениями;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 763 «Об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие)» с последующими изменениями и дополнениями;
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30 марта 2001 г. № 39 «О принятии рекомендаций по премированию работников государственных предприятий и предприятий с долей собственности государства в их имуществе по результатам хозяйственной деятельности».

Верно ли, что должность начальника цеха вводится, когда в подчинении два начальника участка, в свою очередь имеющих в подчинении двух мастеров?

Нормы управляемости, предусмотренные п. 23 Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция), являются минимальными для нанимателей и соблюдаются при организационной структуре «производство — цех — участок».

В иных случаях конкретные нормы управляемости для производственных структурных подразделений нанимателем устанавливаются самостоятельно.

В случае, если организационной структурой управления не предусмотрены наличие производственного подразделения «Производство», а также должность «Начальник производства», то нормы управляемости для производственных подразделений (цехов, участков и др.) устанавливаются в организации самостоятельно на основании локального нормативного правового акта (коллективного договора, положения об оплате труда и др.).

Разъясните порядок применения коэффициента, установленного взамен межразрядной разницы?

В новых условиях взамен увеличения (уменьшения) тарифных должностных окладов в пределах межразрядной разницы предусмотрено применение коэффициентов в диапазоне 0,93–1,07, которые формируют тарифный оклад служащего, рассчитанный по ЕТС.

Так, тарифный оклад служащего (руководителя, специалиста, другого служащего), рассчитанный по ЕТС, определяется путем умножения тарифной ставки первого разряда на тарифный коэффициент тарифного разряда соответствующей должности служащего, а затем на коэффициент, установленный в диапазоне от 0,93 до 1,07 (п. 9 Инструкции).

Указанные коэффициенты применяются в том случае, если порядок применения этих коэффициентов предусматривается в коллективном договоре, соглашении или нанимателем. В случае, если в организации отсутствует коллективный договор, то этот порядок определяется, например, положением об оплате труда.

Применение указанных коэффициентов (от 0,93 до 1,07) не носит для нанимателя обязательного характера.

Размер указанного коэффициента определяется индивидуально для конкретной должности служащего и служит для целей дифференциации в оплате труда работников организации.

Так, например, если тарифные разряды заместителя руководителя организации и начальника отдела оказываются равными, в таком случае для должности заместителя руководителя организации целесообразно применить повышающий коэффициент в диапазоне от 1,01 до 1,07, а для должности начальника отдела — коэффициент в размере 1,0, или, при необходимости, — с понижением в диапазоне 0,93–0,99.

ПРИМЕР 1

Тарификация должности руководителя организации установлена по 19 разряду ЕТС, должность его заместителя — по 18 разряду ЕТС (соответствующий тарифный коэффициент 4,26). В соответствии с приложением 1 к Инструкции тарифный разряд начальника отдела соответствует 18 разряду ЕТС. При установленной тарифной ставке первого разряда в размере 200 000 руб. тарифные оклады указанных работников составят 852 000 руб.

В данном случае применение повышающего коэффициента в размере 1,05 для должности заместителя руководителя организации, а для должности начальника отдела — понижающего коэффициента в размере 0,95 позволяет установить тарифные оклады названных работников в размерах 894 600 руб. и 809 400 руб. соответственно.

В ряде случаев применение коэффициентов в диапазоне 0,93–1,07 может служить фактором, позволяющим дифференцировать оплату труда конкретного работника в зависимости от его вклада в общие результаты работы.

ПРИМЕР 2

Для должности специалиста без категории в организации, по основному виду экономической деятельности относящейся к первой группе ставок руководителей и специалистов, устанавливается 10 разряд по ЕТС, тарифный оклад которого составляет 496 000 руб. : (200 000 руб. х 2,48).

С учетом нормы, предусматривающей применение указанных коэффициентов, наниматель вправе установить для вновь принятого работника понижающий коэффициент в размере 0,93. Тарифный оклад составит 461 280 руб. : (496 000 руб. х 0,93).

Для работника, имеющего определенный опыт работы по соответствующему направлению деятельности, проявляющего инициативу и творческое отношение к работе, наниматель может установить повышающий коэффициент в размере 1,07. Тарифный оклад по ЕТС составит 530 720 руб. : (496000 х 1,07).

Какой размер надбавки (20 или 30 %) на данный момент устанавливается за высокие достижения в труде, при выполнении особо важной работы руководителям, специалистам, другим служащим?

Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 ТК).

При этом заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается.

Не ограничивается максимальными размерами и величина надбавок за высокие достижения в труде, за выполнение особо важной и ответственной работы, выплачиваемых служащим (руководителям, специалистам и другим служащим).

Нормативными правовыми актами регламентируется только сумма, которая может относиться к затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемым при ценообразовании и налогообложении.

Можно ли устанавливать главному бухгалтеру и главному инженеру такой же разряд, как и руководителю организации?

Инструкция не предусматривает возможности тарифицировать других работников организации по тому же разряду, который установлен приложением 10 к Инструкции для руководителя организации.

В любом случае тарифный разряд главного инженера (первого заместителя руководителя организации) устанавливается на один разряд ниже, чем для руководителя организации, а для главного бухгалтера — на один-два разряда ниже тарифного разряда главного инженера.

При отсутствии в штатном расписании должности первого заместителя руководителя организации (или главного инженера) тарифные разряды заместителей руководителя организации и главного бухгалтера могут устанавливаться на 1–2 разряда ниже тарифного разряда руководителя организации.

Для чего предназначен коэффициент в диапазоне от 0,93 до 1,07? Является ли изменение данного коэффициента изменением существенных условий труда?

Коэффициент в диапазоне 0,93–1,07, предусмотренный п. 9 к Инструкции, предназначен для дифференциации в оплате труда работников организации.

При этом порядок его применения устанавливается в организации самостоятельно на основании коллективного договора, соглашения или нанимателем.

В штатном расписании при применении названного коэффициента возможно ввести дополнительную графу с указанием его размера (например, 0,98).

Изменение размеров оплаты труда является изменением существенных условий труда (ст. 32 ТК).

Однако в случае, если такое изменение обусловлено изменением законодательства (например, введение для дифференциации в оплате труда коэффициентов), то предупреждать работников письменно не позднее чем за один месяц наниматель не обязан.

Указанное предупреждение наниматель обязан оформить для работников только в случае, если изменение существенных условий труда (например, изменение размера коэффициента) продиктовано производственными, экономическими или организационными причинами.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (90), июль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.