№ 8, август 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Новое в законодательстве об охране труда

Рубрика «Комментарий»

Г.Е. Седюкевич, заместитель начальника управления охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Президентом Республики Беларусь 23 июня 2008 г. подписан Закон Республики Беларусь «Об охране труда» (далее — Закон).

Принятие Закона обусловлено необходимостью закрепить на законодательном уровне сформировавшуюся систему регулирования общественных отношений в области охраны труда и обеспечить условия для ее дальнейшего развития.

Субъектная (по кругу лиц) сфера действия Закона выходит за рамки Трудового кодекса Республики Беларусь. В связи с этим в Законе наряду с терминами «наниматель» и «работник» применены термины:

«работающие» — граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также привлекаемые к выполнению работ (оказанию услуг) юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательством;

«работодатели» — юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее — гражданско-правовой договор), физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также юридические лица, привлекающие граждан к выполнению работ (оказанию услуг) в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Закон применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан, в том числе:

  • работающих по трудовым договорам;
  • работающих по гражданско-правовым договорам;
  • работающих на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;
  • глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • обучающихся и воспитанников учреждений образования, привлекаемых в установленном законодательством порядке к выполнению работ (оказанию услуг) в организациях, в том числе в период прохождения производственной практики;
  • военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемых к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой, в порядке и на условиях, установленных законодательством;
  • содержащихся в исправительных, лечебно­трудовых, воспитательно­трудовых учреждениях и привлекаемых в установленном законодательством порядке к выполнению оплачиваемых работ;
  • привлекаемых в установленном законодательством порядке к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения;
  • привлекаемых в установленном законодательством порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Законом закреплена система государственного управления охраной труда, определены полномочия органов государственного управления в этой области, что усиливает их роль в реализации конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, повышает их ответственность за состояние охраны труда (ст. 4–8 Закона).

Статьи 16 и 17 Закона предусматривают создание служб охраны труда (введение в штат должности специалиста по охране труда) работодателями, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами;  определяют полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда).

В целях реализации положений ратифицированной Республикой Беларусь Конвенции Международной организации труда от 22 июня 1981 г. № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» Законом предусмотрена возможность создания по инициативе нанимателя или профсоюза комиссии по охране труда на паритетной основе и определены ее функции (ст. 18 Закона).

Статья 19 Закона устанавливает порядок обучения и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда.

В статье 20 Закона определены содержание инструкций по охране труда, порядок их применения работодателями.

Закон также содержит нормы, регулирующие прохождение работающими медицинского осмотра, обеспечение их средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, санитарно­бытовыми помещениями, устройствами и средствами, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В главе 5 «Соответствие производственных объектов, оборудования и процессов, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда» содержатся требования по охране труда к территории организации, производственным зданиям (помещениям), производственному оборудованию и рабочим местам, производ­ственным процессам, продукции и объектам, предназначенным для выпуска продукции и оказания услуг.

Статьей 30 Закона установлено, что продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации должны соответствовать требованиям по охране труда.

В главе 6 «Требования по охране труда при выполнении отдельных работ» содержатся требования по охране труда при выполнении отдельных видов работ (строительных, монтажных и специальных, погрузочно-разгрузочных и складских, при работе с ручным инструментом).

В главе 7 «Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда» определены полномочия Департамента государственной инспекции труда, государственной экспертизы условий труда, других государственных органов надзора и контроля, а также органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Установлена норма, обязывающая республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, ме­стные исполнительные и распорядительные органы осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (91), август 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.