Удержания, производимые в соответствии со ст. 107 Трудового кодекса Республики Беларусь, ограничиваются не только указанными в законодательстве случаями их осуществления, но и предельными размерами. Иными словами, на законодательном уровне определяются максимальные размеры удержаний с тем, чтобы часть заработной платы за пределами этих удержаний работник мог израсходовать на свои нужды, удовлетворение личных, семейных потребностей и т.д.
Размеры удержаний из заработной платы работников
Вопросам ограничения размера удержаний из заработной платы работников посвящена ст. 108 ТК, в соответствии с ч. 1 и 2 которой при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных законодательством, - 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50 % заработка.
Для правильности осуществления удержаний из заработной платы работника имеет значение выявление и установление сумм, на основании которых производится оценка того, не превышены ли нанимателем установленные законом предельные размеры удержаний.
Если исходить из нормы, приведенной в ч. 1 ст. 108 ТК, общий предельный размер удержаний (соответственно, 20 или 50 %) должен соотноситься с размером заработной платы, причитающейся к выплате работнику.
Следовательно, ограничительные размеры установлены законодателем к заработной плате после удержания из нее налогов и взносов на государственное социальное страхование, т.е. к заработной плате, подлежащей выплате работнику, а не начисленной по результатам труда. Такой вывод подтверждается и ч. 1 ст. 523 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК), в соответствии с которой до полного погашения взыскиваемых сумм по исполнительным документам могут быть произведены удержания не выше установленного размера из суммы заработной платы должника, оставшейся после удержания налогов.
Безусловно, можно согласиться с В.И. Кривым, по мнению которого принципиальным решением данного вопроса должно быть внесение соответствующих изменений в ТК[1].
К сожалению, в ходе проведенного в последнее время совершенствования трудового законодательства, выразившегося во внесении в ТК ряда изменений и дополнений Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г., вопросы корректировки соответствующих норм ст. 108 ТК остались «за бортом».
Итак, по общему правилу, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы работнику не должен превышать 20 либо 50 %. Повышенный предельный размер удержаний может иметь место только в случаях, предусмотренных законодательством.
В силу предписаний п. 1 ч. 1 ст. 523 ГПК из суммы заработной платы должника, оставшейся после удержания налогов, и приравненных к ней доходов может быть удержано по исполнительным документам не свыше 50 %:
при взыскании алиментов;
при возмещении за ущерб, причиненный преступлением;
при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
при взыскании задолженности по оплате за пользование жилым помещением, техническое обслуживание и коммунальные услуги, по отчислениям средств на капитальный ремонт жилого дома.
По всем остальным видам взысканий, если иное не установлено законом, может быть удержано не свыше 20 % заработной платы работника (п. 2 ч. 1 ст. 523 ГПК).
Если на заработную плату должника обращается взыскание по нескольким исполнительным документам, то за работником (должником) в любом случае должно быть сохранено не менее 50 % заработка (ч. 2 ст. 523 ГПК).
Приведенные выше ограничения размера удержаний из заработной платы в силу положений ч. 3 ст. 523 ГПК не распространяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей и взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Но и в этих случаях за должником должно быть сохранено не менее 30 % заработка.
Тем самым в ч. 3 ст. 523 ГПК дублируется правило, предусмотренное ч. 3 ст. 108 ТК о нераспространении ограничений, установленных ч. 1 и 2 этой статьи (соответственно, 20 и 50 %), на удержания из заработной платы при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, при гарантированности работнику права на сохранение не менее 30 % заработка.
Под исключение из общего правила о предельных размерах удержаний подпадают случаи удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ.
Взыскание сумм из заработка должника, отбывающего исправительные работы без лишения свободы по приговору суда, производится без учета удержаний, производимых по приговору (ч. 4 ст. 523 ГПК). Согласно ст. 52 Уголовного кодекса Республики Беларусь осужденному к исправительным работам может быть назначено удержание в максимальном размере 25 %, а по другим установленным в законе основаниям с него может удерживаться до 50 %. Поэтому исходя из приведенных нормативных положений гражданского процессуального законодательства, можно сделать вывод, что общая сумма удержаний с лиц, отбывающих исправительные работы по приговору суда, может превышать установленные пределы в 20 %, 50 или 70 % заработка. В итоге общая сумма удержаний может превышать установленный предельный размер в 70 % суммы заработной платы.
В таком случае возникает вполне резонный вопрос, почему указанное исключение не нашло отражения в ТК. Точнее говоря, правило о нераспространении ограничения удержаний на удержания из заработной платы работника, отбывающего наказание в виде исправительных работ, ранее присутствовало в ч. 3 ст. 108 ТК, но после изложения Законом от 16 мая 2006 г. ч. 3 ст. 108 ТК в новой редакции данное исключение исчезло. Таким образом, ч. 3 ст. 108 ТК законодатель привел в соответствие с ч. 3 ст. 523 ГПК, но упустил из виду положения ч. 4 ст. 523 ГПК. Сложившуюся ситуацию можно понимать двояко: если исходить из того, что в ТК (ст. 108) установлен исчерпывающий перечень случаев ограничений удержаний из заработной платы, то в таком случае налицо коллизия норм двух кодексов - ТК и ГПК. Если принимать во внимание нормы ст. 523 ГПК, то очевидна недоработка законодателя.
Удержания производятся до полного погашения взыскиваемых сумм.
Очередность удовлетворения
требований о взыскании
Правила определения очередности удовлетворения требований о взыскании по исполнительным документам установлены ст. 534 ГПК, в соответствии с которой:
в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов; требования по взысканию расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
во вторую очередь удовлетворяются требования работников, вытекающие из трудовых правоотношений; требования членов производственных кооперативов, коллективных и арендных предприятий, связанные с оплатой их труда; требования о выплате авторского вознаграждения;
в третью очередь удовлетворяются требования по налогам и сборам; требования страховых организаций по обязательному страхованию; требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением юридическим лицам;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по социальному страхованию и требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением, а также обеспеченные залогом требования о взыскании из стоимости заложенного имущества;
в пятую очередь удовлетворяются все остальные требования.
Очередность удовлетворения требований при ликвидации юридического лица, в том числе в связи с признанием его банкротом, определяется законодательными актами Республики Беларусь, в частности, Законом от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» с изменениями.
[1] Трудовой кодекс Республики Беларусь: Постатейный комментарий. В 9 кн. Кн. IV. Гл. 7-9. Мн.: Технопринт, 2000. С. 146.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (92), сентябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.