Понятие морального вреда
Право граждан на возмещение морального вреда закреплено в Основном Законе государства. Статья 60 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.
Возмещение морального вреда допускается с начала 90-х годов прошлого столетия гражданским, уголовным, трудовым законодательством, однако легальное определение морального вреда как физических или нравственных страданий приведено впервые в ст. 152 Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г. (далее - ГК).
Достаточно подробные разъяснения относительно компенсации морального вреда содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» с последующими изменениями (далее - постановление № 7), принятом уже с учетом положений новых ГК и ТК.
Пленум указал, в частности, что установленные ст. 152 ГК общие правила компенсации морального вреда в качестве способа защиты личных неимущественных прав и других нематериальных благ применяются с 1 июля 1999 г., т.е. с момента введения в действие ГК. По правоотношениям, возникшим до 1 июля 1999 г., моральный вред компенсируется лишь в случаях, если такая компенсация на момент причинения вреда уже была предусмотрена актами законодательства, например, ст. 7, 456, 457 ГК 1964 г., Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями и некоторыми другими законами.
Упоминание, казалось бы, столь отдаленного времени возникновения правоотношений, могущих послужить основанием для компенсации морального вреда, имеет смысл, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 209 ГК на такие требования, если они вытекают из нарушения личных неимущественных и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, исковая давность не распространяется.
Пленум в то же время подчеркнул, что моральный вред подлежит возмещению во всех случаях, когда он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу акта законодательства иные нематериальные блага.
Пленум разъяснил, что под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания. Пленум употребил союзы «и (или)» в связке. И это правильно, поскольку именно в таком понимании предоставляется возможность распространить нормативные требования на все возможные случаи причинения морального вреда.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (108), январь 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.