№ 6, июнь 2010

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

«Белые пятна» в оформлении трудовых отношений с руководителем организации

Рубрика «Обсуждаем вопрос»

Трудовые отношения с руководителем организации имеют свои особенности вследствие того, что руководитель, с одной стороны, является уполномоченным лицом нанимателя, а с другой - наемным работником. Это двойственное правовое положение руководителя организации в некоторых случаях на практике вызывает ряд вопросов правоприменительного характера. В частности:

1. Следует ли издавать приказы о приеме и увольнении руководителя организации, и если следует, то к какой категории они относятся - по основной деятельности или по личному составу?

2. Какой приказ должен издать наниматель - о приеме на работу или о заключении трудового договора?

3. Если в организации нет вышестоящей организации, кто может издавать приказы о приеме и увольнении в отношении руководителя такой организации?

Рассмотрим проблемные вопросы более подробно.

В.Э. Самосейко, юрист:

1. Вначале определим, кто является нанимателем по отношению к руководителю. В дальнейшем это понадобится нам для определения лица, полномочного принимать решения, касающиеся вопросов приема, увольнения, премирования, наложения дисциплинарного взыскания, определения порядка предоставления отпусков и направления в командировку руководителей организации, а также для определения лиц, ответственных за несоблюдение законодательства о труде по отношению к руководителю организации.

Определение нанимателя по отношению к руководителю приводится в гл. 18 Трудового кодекса Республики Беларусь - «собственник имущества организации либо уполномоченный им орган». Согласно данному определению нанимателем по отношению к руководителям, в частности:

всех государственных организаций является государство или уполномоченные им органы (т.е. Президент Республики Беларусь, министры и т.д.);

частных унитарных предприятий - собственник имущества предприятия;

хозяйственных обществ (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО) - само юридическое лицо, т.е. оно и является собственником имущества. Функции нанимателя в данном случае выполняет уполномоченный орган собственника имущества - общее собрание участников (акционеров) или совет директоров.

Теперь что касается приказов. Согласно ч. 4 ст. 25 и п. 5 ст. 54 ТК наниматель обязан после заключения трудового договора оформить прием на работу приказом. Заметим, что в указанных нормах это требование несколько отличается:

 

ч. 4 ст. 25 ТК

п. 5 ст. 54 ТК

После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись.

При приеме на работу наниматель обязан... оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под роспись.

 

Исходя из анализа рассматриваемых норм, можно сделать следующее заключение:

приказом оформляется прием на работу

 

приказом оформляется заключение трудового договора

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (113), июнь 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.