Перечень органов, занятие должностей в которых относится к государственной службе, а лица, занимающие эти должности, являются государственными служащими, приведен в ст. 7 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями (далее — Закон о госслужбе).
цитируем закон
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов (ст. 2 Закона о госслужбе).
Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего как по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Республики Беларусь, так и по основаниям, предусмотренным Законом о госслужбе, а также по основаниям, предусмотренным законами, регламентирующими правовое положение отдельных категорий государственных служащих[1].
Основания для прекращения государственной службы установлены ст. 40 Закона о госслужбе. Государственная служба прекращается в случаях:
1) достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;
2) возникновения (установления) обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 33 Закона о госслужбе;
3) истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;
4) несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;
5) разглашения сведений, составляющих государственные секреты;
6) отказа от принесения присяги;
7) нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;
8) отставки;
9) грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;
10) прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;
11) неудовлетворительного результата предварительного испытания;
12) вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и иными законодательными актами.
Судебная практика показывает, что судебные споры с участием государственных служащих возникают довольно часто. С учетом положений ст. 1 Закона о госслужбе о том, что на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные данным Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства, суды при рассмотрении споров применяют как законодательство о государственной службе, так и трудовое законодательство.
Остановимся на характеристике оснований прекращения государственной службы, которые на практике применяются наиболее часто.
[1] См., например, Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» с последующими изменениями.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (129), октябрь 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.