Судом принято решение «О законодательном определении термина «трудоспособное лицо» для целей применения пункта «д» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении”[1]».
Инициатором дела выступило Министерство юстиции, не согласившееся при рассмотрении конкретного обращения гражданки Л. с позицией Министерства труда и социальной защиты и направившее в Конституционный Суд обращение по вопросу о возможности зачета в стаж работы периода ухода за инвалидом I группы, престарелым, достигшим 80-летнего возраста, осуществляемого лицом, ограниченным в трудоспособности.
Обратимся вначале к норме закона. В соответствии с п. «д» ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении в стаж работы[2] засчитывается также период ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом.
Необходимо отметить, что допустимость зачета периода ухода в стаж работы только в отношении трудоспособных лиц была установлена Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 г.[3], вступившим в силу с 1 августа 2006 г. До этого времени указание на трудоспособность лиц, осуществляющих уход, в Законе о пенсионном обеспечении отсутствовало.
Отсутствие в Законе о пенсионном обеспечении легального определения термина «трудоспособное лицо» для целей применения приведенной выше нормы привело к неоднозначному ее пониманию, о чем свидетельствовали изложенные в письменной форме мнения ряда государственных органов и других организаций. В конечном итоге это предопределило отсутствие единообразных правоприменительных подходов при решении возникающих на практике вопросов.
Так, например, Министерство труда и социальной защиты полагает, что поскольку в Законе о пенсионном обеспечении термин «трудоспособное лицо» не раскрывается, то при определении указанного термина для целей применения п. «д» ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении могут быть использованы иные нормы данного Закона. Это, в частности, нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 35 Закона о пенсионном обеспечении, согласно которым нетрудоспособными членами семьи, имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, считаются отец, мать (усыновители), супруги, если они достигли пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) либо являются инвалидами.
На этом основании Министерство труда и социальной защиты путем исключения пришло к выводу, что при применении п. «д» ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении к трудоспособным лицам следует относить лиц трудоспособного возраста (мужчин — от 16 до 60 лет, женщин — от 16 до 55 лет), не являющихся инвалидами.
[1] Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями (далее — Закон о пенсионном обеспечении).
[2] Наряду с периодами работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании, и иными периодами.
[3] Закон Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения» с последующими изменениями.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (130), ноябрь 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.