№ 11, ноябрь 2011

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

О праве на зачет в стаж работы периода ухода за инвалидом I группы

Рубрика «Комментарий»

В.В. Подгруша, судья Конституционного Суда Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь

 

Судом принято решение «О законодательном определении термина «трудоспособное лицо» для целей применения пункта «д» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении”[1]».

Инициатором дела выступило Министерство юстиции, не согласившееся при рассмотрении конкретного обращения гражданки Л. с позицией Министерства труда и социальной защиты и направившее в Конституционный Суд обращение по вопросу о возможности зачета в стаж работы периода ухода за инвалидом I группы, престарелым, достигшим 80-летнего возраста, осуществляемого лицом, ограниченным в трудоспособности.

Обратимся вначале к норме закона. В соответствии с п. «д» ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении в стаж работы[2] засчитывается также период ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возра­сте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом.

Необходимо отметить, что допустимость зачета периода ухода в стаж работы только в отношении трудоспособных лиц была установлена Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 г.[3], вступившим в силу с 1 августа 2006 г. До этого времени указание на трудоспособность лиц, осуществляющих уход, в Законе о пенсионном обеспечении отсутствовало.

Отсутствие в Законе о пенсионном обеспечении легального определения термина «трудоспособное лицо» для целей применения приведенной выше нормы привело к неоднозначному ее пониманию, о чем свидетельствовали изложенные в письменной форме мнения ряда государственных органов и других организаций. В конечном итоге это предопределило отсутствие единообразных правоприменительных подходов при решении возникающих на практике вопросов.

Так, например, Министерство труда и социальной защиты полагает, что поскольку в Законе о пенсионном обеспечении термин «трудоспособное лицо» не раскрывается, то при определении указанного термина для целей применения п. «д» ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении могут быть использованы иные нормы данного Закона. Это, в частности, нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 35 Закона о пенсионном обеспечении, согласно которым нетрудоспособными членами семьи, имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, считаются отец, мать (усыновители), супруги, если они достигли пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) либо являются инвалидами.

На этом основании Министерство труда и социальной защиты путем исключения пришло к выводу, что при применении п. «д» ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении к трудоспособным лицам следует относить лиц трудоспособного возраста (мужчин — от 16 до 60 лет, женщин — от 16 до 55 лет), не являющихся инвалидами.



[1] Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями (далее — Закон о пенсионном обеспечении).

 

[2] Наряду с периодами работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании, и иными периодами.

 

[3] Закон Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения» с последующими изменениями.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (130), ноябрь 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.