ОШИБКИ НАНИМАТЕЛЕЙ
ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ЛИМИТОВ
Основной целью введения лимитов на пользование мобильной связью является контроль за затратами и стимулирование работников к эффективному использованию услуг связи. Обычно лимиты устанавливаются в зависимости от занимаемой работником должности и наличия необходимости оперативно решать различные вопросы.
Зачастую наниматели, устанавливающие работникам лимиты на использование мобильной связи, допускают ошибки, которые становятся причинами конфликтов с работниками, нарушают права работников, требования законодательства о труде.
Многие, например, решают таким образом разделить звонки работников на служебные и личные. Однако соблюдение установленного лимита расходов на мобильную связь вовсе не говорит о том, что все произведенные и принятые работником в пределах лимита звонки носят производственный характер. И напротив, звонки, которые работник произвел, превысив лимит, не обязательно являются личными.
При этом сами наниматели нередко не осознают природу возникающих в этом случае правоотношений. В частности, нередко локальные нормативные правовые акты нанимателей содержат внутренние коллизии и конфликтуют между собой, предусматривая противоречащие друг другу обязанности работников.
Некоторые наниматели просто предусматривают лимит приказом. В то же время они не учитывают, что другими локальными актами и должностными инструкциями работникам предписывается выполнение обязанностей, которые требуют использования мобильной связи. Следует согласиться с тем, что такой подход не только неправомерен, но и нелогичен.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Каким же образом поступать нанимателям, чтобы были соблюдены и их интересы, и требования законодательства, и права работников?
Некоторые запрашивают детализации звонков и вычленяют те из них, которые произведены работниками в личных целях. Такой подход, конечно же, очень точен, однако достаточно затратен и неэффективен, особенно в тех компаниях, где используется большое количество мобильных телефонов.
Справочно
Иногда работники контролирующих органов при проверках также требуют у организаций счета с детализацией звонков, полагая, что только при их наличии организация имеет право относить стоимость услуг связи к затратам, учитываемым при налогообложении. Однако это не так: налоговое законодательство не предусматривает требования о наличии детализированных счетов оператора связи для подтверждения затрат. Сами по себе детализированные счета не могут ни подтверждать, ни опровергать производственный характер затрат, в связи с чем такое требование является необоснованным. Документами, которые достаточно иметь для отнесения расходов к учитываемым затратам, являются договоры на оказание услуг сотовой связи, а также первичные документы, подтверждающие их оказание, т.е. акты оказанных услуг связи.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (130), ноябрь 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.