№ 11, ноябрь 2011

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Ответственность за превышение работниками лимитов на использование мобильной связи

Рубрика «Трудовое законодательство»

Ю.А. Веремейко, юрист

ОШИБКИ НАНИМАТЕЛЕЙ
ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ЛИМИТОВ

Основной целью введения лимитов на пользование мобильной связью является контроль за затратами и стимулирование работников к эффективному использованию услуг связи. Обычно лимиты устанавливаются в зависимости от занимаемой работником должности и наличия необходимости оперативно решать различные вопросы.

Зачастую наниматели, устанавливающие работникам лимиты на использование мобильной связи, допускают ошибки, которые становятся причинами конфликтов с работниками, нарушают права работников, требования законо­дательства о труде.

Многие, например, решают таким образом разделить звонки работников на служебные и личные. Однако соблюдение установленного лимита расходов на мобильную связь вовсе не говорит о том, что все произведенные и принятые работником в пределах лимита звонки носят производственный характер. И напротив, звонки, которые работник произвел, превысив лимит, не обязательно являются личными.

При этом сами наниматели нередко не осознают природу возникающих в этом случае правоотношений. В частности, нередко локальные нормативные правовые акты нанимателей содержат внутренние коллизии и конфликтуют между собой, предусматривая противоречащие друг другу обязанности работников.

Некоторые наниматели просто предусматривают лимит приказом. В то же время они не учитывают, что другими локальными актами и должностными инструкциями работникам предписывается выполнение обязанностей, которые требуют использования мобильной связи. Следует согласиться с тем, что такой подход не только неправомерен, но и нелогичен.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Каким же образом поступать нанимателям, чтобы были соблюдены и их интересы, и требования законодательства, и права работников?

Некоторые запрашивают детализации звонков и вычленяют те из них, которые произведены работниками в личных целях. Такой подход, конечно же, очень точен, однако достаточно затратен и неэффективен, особенно в тех компаниях, где используется большое количество мобильных телефонов.

Справочно

Иногда работники контролирующих органов при проверках также требуют у организаций счета с детализацией звонков, полагая, что только при их наличии организация имеет право относить стоимость услуг связи к затратам, учитываемым при налогообложении. Однако это не так: налоговое законодательство не предусматривает требования о наличии детализированных счетов оператора связи для подтверждения затрат. Сами по себе детализированные счета не могут ни подтверждать, ни опровергать производственный характер затрат, в связи с чем такое требование является необоснованным. Документами, которые достаточно иметь для отнесения расходов к учитываемым затратам, являются договоры на оказание услуг сотовой связи, а также первичные документы, подтверждающие их оказание, т.е. акты оказанных услуг связи.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (130), ноябрь 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.