← Назад к номеру журнала
Проблема трудовых отношений в сфере агроэкотуризма
Н.М. Черноруцкая,
юрист
Н.М. Черноруцкая,
юрист
Проблема трудовых отношений
в сфере агроэкотуризма
Агроэкотуризм — бизнес с помощью домашних работников? Данный вопрос вызван разной оценкой со стороны государства способов ведения малого бизнеса, в частности агроэкотуризма.
огласно абз. 2 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285[1] гражданин, зарегистрировавшийся как индивидуальный предприниматель, вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами. Определены виды деятельности физических лиц, не относящиеся к предпринимательской деятельности. Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372[2] установлено, что деятельность физических лиц и сельскохозяйственных организаций по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (далее — субъекты агроэкотуризма) не является предпринимательской. В Указе № 372 ничего не сказано о возможности или запрете найма работников субъектами агроэкотуризма.
Между тем ряд министерств выступили с инициативой устранить пробел в законодательстве и фактически дали толкование о возможности осуществления агроэкотуризма не только личным трудовым участием субъектов агроэкотуризма, но и с привлечением дополнительной рабочей силы. Так появилось Разъяснение по вопросу привлечения рабочей силы субъектом агроэкотуризма (физическим лицом) Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 мая 2011 г. № 10-02/448/01-01-27/2562п/3-2-10/2025 (далее — Разъяснение).
Суть этого Разъяснения сводится к тому, что физические лица (субъекты агроэкотуризма) могут привлекать без каких-либо количественных ограничений:
домашних работников по трудовым договорам (кроме граждан, состоящих с нанимателем в близком родстве или свойстве);
работников по гражданско-правовым договорам (если работа носит краткосрочный характер).
Таким образом, налицо явно выраженные государственные преференции для субъектов агроэкотуризма в сравнении с индивидуальными предпринимателями. Хотя очевидно, что агроэкотуризм — это не благотворительная деятельность, а бизнес, то есть дело, приносящее доход. Причем бизнес весьма широкого спектра: субъектам агроэкотуризма разрешено организовывать познавательные, спортивные, культурно-развлекательные экскурсии и программы, а также оказывать иные услуги, связанные с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агроэкотуриста, а также обеспечением его питанием[3].
[1] Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» с последующими изменениями.
[2] Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» с последующими изменениями (далее — Указ № 372).
[3] См.: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 818 «Об утверждении Типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма» с последующими изменениями.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (131), декабрь 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.