13 января 2011 г. Президентом Республики Беларусь подписан Кодекс Республики Беларусь об образовании, который с 1 сентября 2011 г. (с нового учебного года) вступит в силу.
КОДЕКС ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании) основывается на действующих в Республике Беларусь законах («Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования.
Кодекс об образовании предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений.
Кодекс об образовании впервые вводит институт дисциплинарной ответственности обучающихся, регламентируя условия и основания привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, порядок применения к ним мер дисциплинарного взыскания.
ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Согласно п. 4 ст. 20 Кодекса об образовании учреждение образования обязано обеспечивать качество образования, разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся и др. В свою очередь на обучающихся ст. 32 Кодекса об образовании возлагаются следующие обязанности:
-
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
-
заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
-
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;
-
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
-
бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Другие обязанности обучающихся устанавливаются Кодексом об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Для обучающихся по определенным специальностям (направлениям специальностей, специализациям)[1] могут иметься особенности, касающиеся их обязанностей.
И для учреждений образования, и для обучающихся установлена ответственность за несоблюдение законодательства об образо-вании.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимися законодательство об образовании предусматривает особый и достаточно специфический вид ответственности - дисциплинарную.
Несомненно, при юридически грамотном и обоснованном применении дисциплинарная ответственность является действенным механизмом, обеспечивающим надлежащее выполнение обучающимися своих обязанностей. Кроме того, как и любой иной вид ответственности, дисциплинарная ответственность выполняет своего рода воспитательную функцию, которая заключается в предупреждении дисциплинарных проступков обучающимися.
Важным является не столько само применение дисциплинарной ответственности, сколько правильность и обоснованность ее применения. Только при соблюдении определенных условий можно рассчитывать на то, что цели дисциплинарной ответственности будут достигнуты, а обучающимися будут выполняться требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях.
Прежде всего при принятии решения о привлечении обучающегося к дисциплинарной ответственности руководитель учреждения образования должен удостовериться в наличии основания для применения мер дисциплинарного воздействия - совершения обучающимся дисциплинарного проступка.
[1] Для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь - в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (125), июнь 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.