№ 6, июнь 2011

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Новое в законодательстве об образовании: дисциплинарная ответственность обучающихся

Рубрика «Трудовое законодательство»

Е.В. Кунцевич, юрист

13 января 2011 г. Президентом Республики Беларусь подписан Кодекс Республики Беларусь об образовании, который с 1 сентября 2011 г. (с нового учебного года) вступит в силу.

КОДЕКС ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании) основывается на действующих в Республике Беларусь законах («Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования.

Кодекс об образовании предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений.

Кодекс об образовании впервые вводит институт дисциплинарной ответственности обучающихся, регламентируя условия и основания привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, порядок применения к ним мер дисциплинарного взыскания.

ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Согласно п. 4 ст. 20 Кодекса об образовании учреждение образования обязано обеспечивать качество образования, разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся и др. В свою очередь на обучающихся ст. 32 Кодекса об образовании возлагаются следующие обязанности:

  • добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
  • заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
  • выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;
  • уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
  • бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Другие обязанности обучающихся устанавливаются Кодексом об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Для обучающихся по определенным специальностям (направлениям специальностей, специализациям)[1] могут иметься особенности, касающиеся их обязанностей.

И для учреждений образования, и для обучающихся установлена ответственность за несоблюдение законодательства об образо-вании.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимися законодательство об образовании предусматривает особый и достаточно специфический вид ответственности - дисциплинарную.

Несомненно, при юридически грамотном и обоснованном применении дисциплинарная ответственность является действенным механизмом, обеспечивающим надлежащее выполнение обучающимися своих обязанностей. Кроме того, как и любой иной вид ответственности, дисциплинарная ответственность выполняет своего рода воспитательную функцию, которая заключается в предупреждении дисциплинарных проступков обучающимися.

Важным является не столько само применение дисциплинарной ответственности, сколько правильность и обоснованность ее применения. Только при соблюдении определенных условий можно рассчитывать на то, что цели дисциплинарной ответственности будут достигнуты, а обучающимися будут выполняться требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях.

Прежде всего при принятии решения о привлечении обучающегося к дисциплинарной ответственности руководитель учреждения образования должен удостовериться в наличии основания для применения мер дисциплинарного воздействия - совершения обучающимся дисциплинарного проступка.

 


[1] Для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь - в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (125), июнь 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.