Проверки соблюдения законодательства о труде показывают, что должностными лицами нанимателей допускаются нарушения установленного порядка предоставления трудовых и социальных отпусков работникам, их отзыва из отпуска, переноса и т.д., способные в определенных случаях повлечь серьезные негативные последствия как для работника, так и для нанимателя.
Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь. Порядку предоставления трудовых и социальных отпусков работникам посвящена гл. 12 ТК. Статьей 150 ТК предусмотрены следующие виды отпусков:
1) трудовые отпуска:
основной отпуск;
дополнительные отпуска;
2) социальные отпуска:
по беременности и родам;
по уходу за детьми;
в связи с обучением;
в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
по уважительным причинам личного и семейного характера.
Наибольшее количество нарушений законодательства при предоставлении отпусков связано с трудовыми отпусками.
Согласно ст. 168 ТК очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем по согласованию с профсоюзом, либо нанимателем по согласованию с работником в случае отсутствия профсоюза. Необходимо отметить, что составление графика трудовых отпусков работников на календарный год является обязанностью для нанимателей всех форм собственности. Однако довольно часто организации, особенно малого предпринимательства, не исполняют данную обязанность. При отсутствии графика трудовых отпусков работников между нанимателем и работниками довольно часто возникают споры о сроке предоставления отпуска. И в случае, если работник обратится за разрешением вопроса о непредоставлении ему трудового отпуска в Департамент государственной инспекции труда и факт отсутствия графика трудовых отпусков работников подтвердится, должностное лицо нанимателя может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
Кроме того, при составлении графика трудовых отпусков наниматели довольно часто указывают лишь месяц начала трудового отпуска, а не точную календарную дату, что также может в определенных случаях повлечь негативные последствия как для работника, так и для нанимателя.
ПРИМЕР 1
В Гомельское областное управление Департамента государственной инспекции труда (далее — управление департамента) обратилась гражданка О. с жалобой, что наниматель не уведомил ее о начале трудового отпуска за 15 календарных дней.
В ходе проверки было установлено, что в графике трудовых отпусков работников был указан только месяц начала трудового отпуска, при этом работница О. не была предупреждена о конкретной дате начала трудового отпуска. Таким образом, факты, изложенные в обращении, подтвердились. За выявленное нарушение трудового законодательства должностное лицо нанимателя было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа в размере четырех базовых величин.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (128), сентябрь 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.