Определяя в ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь основания прекращения трудового договора, законодатель вынес на первое место такое основание, как соглашение сторон. Такой подход надо признать весьма логичным и обосновать его можно прежде всего тем, что именно указанное основание в наибольшей степени сориентировано на свободу волеизъявления сторон в трудовом правоотношении, максимальный учет их взаимных интересов как при установлении трудовых отношений, так и при их прекращении.
СОГЛАШЕНИЕ — ЭТО ВСЕГДА СОГЛАСИЕ СТОРОН ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Соглашение сторон как основание прекращения трудового договора может иметь место
в случае прекращения как трудового договора, заключенного на неопределенный срок, так и срочного трудового договора, включая контракт (см. ст. 37 ТК).
В силу предписаний ч. 1 ст. 17 ТК законодатель отграничил срочные трудовые договоры (т.е. договоры, заключенные на определенный срок не более 5 лет) от договоров, заключаемых на время выполнения:
определенной работы;
обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством сохраняется место работы;
сезонных работ.
По большому счету, несмотря на особенности, предопределившие выделение трудовых договоров, обозначенных п. 3–5 ч. 1 ст. 17 ТК, в качестве самостоятельных договоров, все они по своей сути являются разновидностями срочного трудового договора.
Отсюда с неизбежностью вытекает логический вывод: раз законодатель установил правило о допустимости расторжения по соглашению сторон срочного трудового договора, то это правило действует в отношении любой разновидности срочного трудового договора, поскольку иное не установлено законом.
Приведенное общее правило о допустимости прекращения трудового договора по соглашению сторон имеет исключения.
1. Запрещается увольнение молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией, до окончания указанного в свидетельстве о направлении на работу срока обязательной работы, за исключением случаев:
перехода на выборную должность (п. 4 ст. 35 ТК);
принятия решения учреждением образования о перераспределении молодого специалиста, молодого рабочего (служащего) либо о выдаче ему справки о самостоятельном трудоустройстве;
зачисления в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени);
нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (ст. 41 ТК);
увольнения по инициативе нанимателя по основаниям, предусмотренным в п. 1, 2, 4–9 ст. 42 ТК, а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренным в п. 1–3, 5, 6 ст. 44 ТК[1].
Поскольку прекращение трудового договора по соглашению сторон не включено в перечень оснований, приведенных выше, следует сделать вывод, что увольнение молодых специалистов по указанному основанию запрещается. Нарушение указанного запрета со стороны нанимателя расценивается как грубое нарушение законодательства о труде с возможностью привлечения нанимателя к административной ответственности.
Молодой рабочий (служащий), молодой специалист, не отработавший срок обязательной работы по распределению, обязан возместить средства, затраченные на его подготовку из республиканского и (или) местного бюджетов (п. 1 ст. 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании). Предусмотрен перечень случаев, когда молодые специалисты освобождаются от возмещения указанных средств. Увольнение по соглашению сторон в перечне таких случаев не названо[2].
2. Запрещается осужденным прекращать трудовой договор по соглашению сторон без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции в период отбывания исправительных работ. Разрешение может быть выдано после проверки оснований прекращения трудового договора. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивированным[3].
[1] См.: п. 33 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, с последующими изменениями.
[2] Положение о порядке возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, с последующими изменениями.
[3] См.: п. 3 ст. 38 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (134), март 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.