Вопрос о начале действия трудового договора является далеко не праздным. Подтверждением тому служат включение законодателем в Трудовой кодекс Республики Беларусь специальной статьи, посвященной регламентации отдельных его аспектов, а также соответствующие разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» с последующими изменениями (далее — постановление Пленума № 2).
Обратимся вначале к легальному определению трудового договора, приведенному в ст. 1 ТК, согласно которому трудовой договор — соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.
Таким образом, установление момента начала действия трудового договора означает не что иное, как установление момента, с которого работник обязан приступить к работе, а наниматель — выполнить соответствующие обязанности по организации рабочего места для надлежащего осуществления работником своей трудовой функции, предусмотренной договором.
НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЗАКОН
В части 1 ст. 25 ТК определено, что началом действия трудового договора является день начала работы, определенный в нем сторонами договора или Трудовым кодексом.
Приведенное правило означает, что начало возникновения прав и обязанностей работника и нанимателя законодатель увязывает не с моментом заключения (подписания) трудового договора, а с моментом начала работы. При этом, исходя из формулировки нормы, приведенной в ч. 1 ст. 25 ТК, приоритетное значение имеет определение указанной даты самими сторонами.
Например, стороны подписали договор 2 февраля 2012 г., но оговорили, что работник приступит к работе 13 февраля 2012 г. Именно этот день — 13 февраля 2012 г. — как день начала работы, определенный сторонами, и есть начало действия трудового договора со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. До 13 февраля 2012 г. наниматель не вправе требовать от работника выполнения каких-либо действий, вытекающих из договора (например, прохождения первичного инструктажа по охране труда и технике безопасности, выбытия на стажировку и т.п.).
Как правильно отмечают А.А. Войтик и К.Л. Томашевский, до дня начала работы, т.е. до начала действия трудового договора, наниматель не вправе осуществлять в отношении работника нормативную, директивную или дисциплинарную власть, а работник не вправе претендовать на получение заработной платы, реализацию других трудовых прав[1].
На практике тем не менее не исключены случаи, когда работник в день начала работы не приступает к непосредственному выполнению своих трудовых обязанностей. Между тем правило о том, что начало действия трудового договора определяется днем начала работы, действует независимо от того, имело ли место фактическое начало работы.
[1] Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А. Василевича. 3-е изд., перераб. и дополн. Мн.: Амалфея, 2005. С. 103.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (135), апрель 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.