Работница за 30 минут до начала рабочего времени, следуя к месту работы в общественном транспорте, попала в дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП), вследствие чего была травмирована. Считается ли это производственной травмой?
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[1] (далее — Правила) определяют, является несчастный случай производственным либо непроизводственным.
Согласно п. 3 Правил расследуются несчастные случаи, происшедшие с работниками:
1. На территории организации, нанимателя, страхователя или в ином месте работы, в том числе в служебной командировке при выполнении служебного задания, а также
в любом другом месте, где потерпевший находился в связи с работой либо совершал действия в интересах организации, нанимателя, страхователя.
2. Во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией, нанимателем, страхователем.
3. На личном транспорте, используемом в рабочее время в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, нанимателем, страхователем об использовании личного транспорта работающего в интересах организации, нанимателя, страхователя или по соглашению сторон трудового договора.
4. На транспорте общего пользования или ином транспорте, а также во время следования пешком при передвижении между объектами обслуживания либо выполнении поручения организации, нанимателя, страхователя.
5. При следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель, проводник, другой работник).
6. При работе вахтовым (экспедиционным) методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время.
7. При выполнении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.
8. При участии в оплачиваемых общественных работах безработных граждан, зарегистрированных в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов;
9. При выполнении работ по гражданско-правовому договору на территории и под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя.
10. При следовании к месту служебной командировки и обратно:
- на транспорте общего пользования (кроме транспорта общего пользования, осуществляющего городские перевозки);
- на транспорте, предоставленном организацией, нанимателем, страхователем;
- на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, нанимателем, страхователем;
- на ином транспорте (при следовании от населенного пункта — местонахождения постоянного места работы к населенному пункту — месту служебной командировки и обратно);
- при следовании на транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки, и (или) пешком при перемещении в пределах населенного пункта от места высадки из транспортных средств, перечисленных в абз. 2–5 настоящего подпункта, до места служебной командировки и от места служебной командировки до места посадки в транспортные средства, перечисленные в абз. 2–5 настоящего подпункта.
Случай следования к месту работы на общественном транспорте не включен в п. 3 Правил, соответственно, на него не распространяется действие Правил. Травма, полученная в это время, будет считаться бытовой (работник будет иметь право на пособие по временной нетрудоспособности за счет средств государственного социального страхования). В данной ситуации акт о несчастном случае на производстве не составляется, поэтому у потерпевшего отсутствует право на страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.к. согласно абз. 2 ч. 5 п. 301 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь[2] (далее — Положение о страховой деятельности) наличие акта о несчастном случае на производстве является необходимым основанием для принятия решения о назначении страховых выплат.
[1] 1 Утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 с последующими изменениями.
[2] 2 Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 с последующими изменениями.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (144), январь 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.