№ 2, февраль 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Служебная командировка: право работника на оплату проезда

Рубрика «Судебная практика»

В.В. Подгруша, заслуженный юрист Республики Беларусь

В Конституционный Суд Республики Беларусь по электронной почте поступило обращение гражданина, где содержался вопрос, почему не производится возмещение командировочных расходов на проезд до места назначения в случае утери проездных документов (при том что все отметки о пребывании в служебной командировке имеются, командировочное задание выполнено).

В обращении было указано, что расходы на проживание, суточные подлежат возмещению по усредненным тарифам без предоставления каких-либо документов, а проезд до места командировки без подлинных документов не возмещается. В то же время в России такие расходы подлежат возмещению по установленным государством тарифам (а, например, во времена СССР законодательно гарантировалась компенсация командировочных расходов на проезд по «жесткому тарифу» до места назначения и обратно без предоставления работником проездных документов). Однако в Респуб­лике Беларусь Инструкцией о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу[1] (далее — Инструкция о гарантиях и компенсациях) такое возмещение без предоставления оригиналов проездных документов запрещено.

Заявитель считает, что данный запрет ухудшает положение работника и противоречит нормам Трудового кодекса Республики Беларусь.

В условиях отсутствия института конституционной жалобы Конституционный Суд принял обращение к своему производству в рамках осуществления полномочий, предоставленных ему ч. 8 ст. 22 Кодекса Республики Беларусь о судопроизводстве и статусе судей, в силу которой Конституционный Суд вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального Собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов[2], поскольку речь в обращении фактически шла о коллизионности норм, содержащихся в нормативных правовых актах республиканских органов управления, и норм Трудового кодекса, регулирующих одни и те же отношения.

В дальнейшем подготовка дела к рассмотрению осуществлялась Конституционным Судом в рамках конституционного судопроизводства с учетом особенностей рассмотрения дел данной категории.

Помимо анализа действующего законо­дательства, регулирующего правоотношения, складывающиеся при служебных командировках, Конституционный Суд запросил целый ряд государственных органов, научных организаций и учреждений высшего образования, Федерацию профсоюзов Беларуси изложить свои мнения о правомерности установленного порядка возмещения командировочных расходов на проезд только при условии представления оригинала проездных документов.

Анализ законодательства

Как отметил Конституционный Суд в своем решении от 28 ноября 2012 г. № Р-779/2012 «О праве работников на возмещение расходов по проезду при служебных командировках», работа по трудовому договору как одна из форм реализации конституционного права на труд (ч. 1 ст. 41 Конституции Республики Беларусь) неразрывно связана с безусловным обеспечением ряда закрепленных Трудовым кодексом трудовых прав работников. К числу таких прав наряду с правами на заработную плату, на трудовые и социальные отпуска, на охрану труда и др. относится также право работников на компенсацию затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, отдельные случаи предоставления которой предусмотрены ст. 95, 96 и 99 ТК.

Согласно ч. 2 ст. 90 ТК компенсации — денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей.



[1] 1 Утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. № 115 с последующими изменениями.

[2] 2 Необходимо заметить, что Конституционный Суд активно пользуется указанным полномочием, исходя, прежде всего, из общественной значимости поставленных в обращениях граждан и организаций вопросов, внося в компетентные государственные органы предложения о необходимости исключения пробелов в законодательстве, устранении коллизий в правовом регулировании либо правовой неопределенности.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (145), февраль 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.